Здоровьесберегающие образовательные технологии в урочной и внеурочной деятельности

image_pdfСкачать в PDFimage_printРаспечатать

Проблема укрепления и сохранения здоровья подрастающего поколения – одно из приоритетных направлений современного общества. Но никогда она не стояла так остро, как в настоящее время. Наглядным показателем неблагополучия является устойчивая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей и подростков. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), практически здоровых детей в нашей стране около 10%, примерно 40-50% – имеют различные заболевания, остальные дети составляют группу «между здоровьем и болезнью». Особенно частыми у детей и подростков являются заболевания сердечно – сосудистой системы, органов зрения, опорно-двигательного аппарата, нервной системы и др.

Наиболее значительное увеличение частоты заболеваний происходит в возрастные периоды, совпадающие с пребыванием детей в школе, где они проводят более 70% времени бодрствования и где происходит наиболее интенсивный рост и развитие здоровья на всю оставшуюся жизнь. Так, за период обучения в школе в 1,5-2 раза увеличивается количество обучающихся с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и нервной системы, в 3 раза – с аллергическими заболеваниями, в 5 раз – с расстройствами органов зрения (близорукость).

Негативные воздействия особо возрастают при интенсификации учебного процесса, его нерациональной организации, психоэмоциональной напряженности и информационной перегруженности. Несоблюдение режима учебы и отдыха обучающихся не обеспечивает адекватного восстановления сил и профилактику переутомления.

Школа пытается реагировать на эти изменения, заставляет нас обратиться к проблеме содержания и структуры здоровьесберегающей работы в образовательном учреждении, так как именно в школьные годы закладываются основы здоровья обучающихся, воспитываются потребности в здоровом образе жизни, как жизненно важной ценности.

Задачи оздоровления подрастающего поколения должны решаться в процессе реформирования общеобразовательной школы в плане создания здоровьесберегающей среды, через использование здоровьесберегающих технологий и активного включения в этот процесс всего педагогического коллектива школы, родителей, внешкольных спортивно-оздоровительных учреждений и организаций. Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность различных воздействий, психологических, педагогических, медицинских, нацеленных на обеспечение методико-практического освоения учителями и учениками навыков по обеспечению здоровьесбережения в школе.

В системе образования существуют различные группы здоровьесберегающих технологий. В соответствии с классификацией Н.К. Смирнова, среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы: медико-гигиенические технологии (МГТ), физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ), экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ), технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ) и здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗСТ).

Смирнов К.Н. дополнительно подразделяет здоровьесберегающие образовательные технологии на 3 подгруппы:

         – организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

         – психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

         – учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы с учениками после уроков, просвещение их родителей.

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, как правило, возникают следующие проблемы:

– необходимо объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной здоровьесберегающей деятельностью, составить план необходимой коррекции и приступить к его реализации;

– пройти необходимое повышение квалификации по вопросам оздоровления детей и использования здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе;

– провести «ревизию» используемых в своей работе педагогических методик, приемов в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье обучающихся;

– начать целенаправленную реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе проведения учебных занятий и внеурочной деятельности с обучающимися, отслеживая получаемые результаты с помощью объективных методов оценки;

– содействовать эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, обучающихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Применение межпредметных связей на уроках математики усиливает подготовку в вопросах здоровьесбережения учеников. Как правило, это небольшие отступления на уроке, в которых обучающимся сообщаются исторические сведения, в том числе о великих математиках (Евклид, Пифагор, Пьер Ферма, Фибоначчи и др.); предлагается решить задачи на тему здоровья (Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 минут. На сколько сокращает себе человек жизнь ежегодно, если он курит ежедневно 10 сигарет в день? (на 365 часов, т.е. на 15 дней)); загадки и ребусы с применением знаний биологии, музыки и других школьных предметов (Назовите «математические» растения (тысячелистник, столетник, золототысячник), назовите музыкальную меру длины (ми-ля МИЛЯ)).

Популяризация здорового образа жизни оказывает влияние на выбор индивидуальных и групповых проектов. Темы подготовленных и реализованных воспитанниками проектов  «Нужна ли спортсмену математика», «Как сберечь зрение при  работе на компьютере»  интегрируют предметные компетенции и навыки здоровьесбережения. А выступления старшеклассников и выпускников нашего корпуса по вопросам валеологии на темы: «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», «Правильное и качественное питание – залог здоровья» и др. служат примером правильного отношения к своему здоровью.

Содержание уроков также разрабатывается с валеологической направленностью. Для профилактики раннего утомления и повышения продуктивности урока применяю рациональную смену форм обучения: фронтальная, работа в группах с ролевым распределением, работа в паре (статическая – «наставник и подопечный», динамическая – со сменой ролей, вариационная пара – со сменой подопечного), индивидуальная.

Использование на уроке интерактивной доски позволяет акцентировать внимание всех обучающихся. Разработанные авторские мультимедийные конспекты-презентации для конкретных уроков, видеофрагменты, возможность «оживить» статические, то есть «неживые» чертежи и фигуры из учебника, сочетание вербальной передачи информации с наглядно-чувственной позволяет удерживать внимание кадет на уроке не снижая его эффективности. Применение таких интерактивных инструментов, как линейка, транспортир, циркуль и другие, в сочетании с имеющейся коллекцией геометрических изображений, основных формул, схем и графиков позволяют экономить время на уроке, обеспечивая динамичный процесс обучения, закрепления и повторения, с возможностью осуществлять индивидуальный подход к обучающимся.

При появлении первых признаков усталости у обучающихся на уроке провожу физкультурно-оздоровительные мероприятия: микропаузы активного отдыха, с выполнением физических упражнений, снимающих статическое напряжение с мышц; «пальчиковую» гимнастику или упражнения для глаз; разнообразные физкультминутки, в том числе предметные, с акцентом на концентрацию внимания и памяти.

Обязательным условием здоровьесберегающей среды на уроке является соблюдении санитарно-гигиенических норм и правил, предъявляемых к учебному кабинету и рабочему месту школьника (световой, воздушно-тепловой режимы, проветривание на переменах, соответствие мебели ростовым показателям). Рабочее место ученика периодически меняется, что вносит элементы новизны в организационный процесс и уменьшает появляющиеся проблемы в состоянии здоровья (заболевания зрения, слуха, нарушение осанки).

Одним из важнейших аспектов здоровьесбережения является психологический комфорт кадет во время урока: доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор и др. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Творческий характер образовательного процесса продолжается во внеурочной деятельности обучающихся. Одним из ярких примеров этой работы является ежегодное проведение предметной недели МИФ (по математике, информатике и физике). Мероприятия, проводимые в рамках недели, с одной стороны, стимулируют учебный процесс, повышают внутреннюю мотивацию кадет к изучению математики, формируют осознанное понимание значимости математических знаний в различных сферах профессиональной деятельности, с другой стороны, создают праздничную атмосферу, дух состязания и соперничества.

Мероприятия, проводимые в рамках недели МИФ, разнообразны по содержанию, тематике и организации. На предметной неделе можно показать себя не только знатоком математики (VII этап: Магические квадраты), но и художником (V этап: По следам Малевича), скульптором (III этап: Живая геометрия), артистом театра (II этап: Чудеса природы), кладоискателем (IIХ этап: Сокровища Аляски), изобретателем (IV этап: Нано-технологии Древности), мастером перестановок (I этап: Вопрос из коробка).

Исходя из целей предметной недели, ее этапы состоят из двух частей: собственно предметной (математической) и творческой. К примеру, на этапе «Живая геометрия» необходимо построить геометрические фигуры, а в качестве строительного материала выступают сами кадеты. Кроме того, парни нуждаются в реализации своей физической активности. Им просто необходимы физические упражнения. Издревле известно, что становление мужественности как основы мужского характера, происходит только в процессе преодоления трудностей. «Раскрепощение мужских начал возможно только в испытаниях, направленных на преодоление в себе страха, на развитие силы, ловкости, смелости, выносливости и т.д.» (Базарный В.)

Помощь родителей в сохранении и укреплении здоровья школьников огромная. В то же время, многие из них не в полной мере владеют необходимыми знаниями и умениями здоровьесбережения своих детей. Задача педагога– вооружить родителей данными знаниями и привлечь их к активному сотрудничеству в здоровьесбережении подрастающего поколения.

В рамках родительских собраний провожу беседы по актуальным и современным вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся: «Профилактика респираторных и вирусных заболеваний», «Влияние энергетических напитков на здоровье подростка», «Инфомания – болезнь XXI века, или SMS-мания», «Мобильный телефон, вещь удобная, но не безопасная» и др. Полученные знания дадут возможность родителям активно включаться в процесс здоровьесбережения своих детей и помогать корпусу в этом важном направлении.

Таким образом, применение разнообразных форм, методов, приемов здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках математики и во внеурочной деятельности (проведение малых форм физических упражнений; микропаузы активного отдыха; рациональная смена форм обучения; создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе обучении; проведение в рамках внеурочной деятельности предметной недели МИФ; совместная работа родителей и учителей) будет способствовать сохранению, укреплению здоровья кадет, повысит мотивацию к обучению, снизит негативное воздействие школьных факторов риска, что качественно отразиться на их успеваемости.

Перечисленные приемы здоровьесбережения могут применять в работе и другие учителя, адаптировав материал к особенностям преподавания своего предмета.

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Ирина Кравченко

0
Учитель КГБОУ Минусинский кадетский корпус
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 12-09-2024
Оставить комментарий

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях