На современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты.
Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является профессиональное становление студентов. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные задачи.
ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.
Несмотря на значимость практико-ориентированного обучения для современного профессионального образования, его содержание и формы еще не получили достаточной теоретической и методической разработки. В педагогической теории и практике недостаточно обоснованы сущностные характеристики профессионального становления будущих специалистов в образовательной среде учебного заведения, не существует соответствующей модели, реализация которой могла бы обеспечить возможность повышения качества подготовки специалистов в разных отраслях производства.
Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.
В системе профессионального образования преобладает традиционная форма обучения, к которой относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов или экзаменов.
Недостатки традиционной системы обучения: использование шаблонов в учебном процессе, единообразие; аудиторные занятия обеспечивают лишь первоначальное освоение материала, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания; ограниченные возможности развития самостоятельного, критического мышления; пассивность или видимость активности студентов, возможное отсутствие обратной связи, усредненный подход к оценке знаний студентов; отсутствие возможности индивидуального обучения.
Учитывая наличие определенных недостатков, присущих традиционным формам обучения, необходимо внедрять в учебный процесс новые формы обучения, отвечающие современным требованиям экономического, социального и политического развития России.
Практико-ориентированное обучение предполагает разумное сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки.
Существует три подхода в системе практико-ориентированного обучения.
Наиболее узкий подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной практики.
Второй подход, при практико-ориентированном обучении предполагает использование профессионально – ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.
Третий, наиболее широкий подход, в деятельностно-компетентностной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков – опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является деятельностно-компетентностным подходом.
Таким образом, для построения практико-ориентированного образования необходим новый, деятельностно-компетентностный подход.
В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков – опыта практической деятельности. В системе общего образования под опытом деятельности подразумевается в большей степени опыт учебно-познавательной деятельности. А само приобретение опыта осуществляется в рамках традиционной дидактической триады “ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ – НАВЫКИ” путем формирования у студентов практических умений и навыков. При деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: ЗНАНИЯ — УМЕНИЯ — НАВЫКИ — ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы. Поэтому сегодня молодые специалисты испытывают трудности конкуренции рынка труда и в адаптации к условиям деятельности. Профессиональное становление занимает еще несколько лет после окончания образовательного учреждения и требует дополнительных усилий от самих молодых специалистов и денежных затрат на переквалификацию от компаний, в которых они работают.
Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента.
Для подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов неважную роль играют активные и интерактивные формы и методы обучения. Системность знаний за счет использования современных образовательных технологий способствует более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому основными формами и методами, являются:
- метод проблемно-ориентированного обучения;
- метод проектов;
- технология педагогического сотрудничества;
- технологии коллективного взаимообучения;
- технология проблемного обучения;
- информационные технологии.
Осуществлять практико-ориентированное обучение можно с помощью применения деятельностных педагогических технологий, а также технологий интерактивного обучения, технологий компетентностного обучения, технологий модульного обучения, технологий саморегулируемого учения. Построение процесса практико-ориентированного обучения на базе данных технологий позволяет максимально приблизить содержание учебных дисциплин студентов к их будущей профессии, дает возможность проектировать целостный учебный процесс, а также помогает создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих профессионалов.
Преимуществом применения деятельностных технологий является то, что они органично сочетаются с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.
Но существуют и проблемы, возникающие при внедрении практико- ориентированного обучения:
1) отсутствие полноты знаний специфики практико-ориентированного обучения и его компонентов;
2) сложность перехода от технологии передачи знаний к технологии организации обучения с приобретением опыта;
3) наличие учебно-методического обеспечения с учетом особенностей практико- ориентированного обучения;
4) использование и внедрение в образовательный процесс деятельностных технологий в практико-ориентированном обучении.
В образовательном процессе должны использоваться реальные рабочие задания. Это касается программы производственного обучения, производственной практики и теоретического цикла профессионального обучения. В теории и методике профессионального образования существуют понятия «карта-задание», «письменный инструктаж», «инструкционная карта», «производственная карта». Они использовались в 1970-1980-х годах, используются и в современной практике нашего колледжа.
Карты-задания используются на разных этапах обучения: при объяснении нового , при закреплении материала, для домашнего задания, проведения контрольных и самостоятельных работ. Инструкционная карта описывает алгоритм выполнения трудовой операции, действия. По сути карты – это и есть текст задания, которое может получить студент во время промежуточной или итоговой аттестации с заданными показателями и критериями оценки.
Обязательно практико-ориентированная направленность должна присутствовать и в общеобразовательном цикле, особенно в профильных дисциплинах: математика, физика.