Индивидуальный проект как одна из форм промежуточной аттестации студентов 1 курса учреждений среднего профессионального образования

image_pdfСкачать в PDFimage_printРаспечатать

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый студентами в рамках одного или на стыке нескольких учебных предметов, соответствующих профилю обучения. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в рамках учебного времени, отведённого учебным планом на выполнение индивидуального проекта, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта. Процедура защиты состоит в 3-5 минутном выступлении обучающегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы, и оценивании комиссией проекта по разработанным критериям.

В примерной основной образовательной программе среднего общего образования дано описание основной процедуры итоговой оценки достижения метапредметных результатов – защиты итогового индивидуального проекта. В рамках реализации ФГОС СПО на 1 курсе на базе 9 классов в соответствии с учебным планом студенты осваивают общеобразовательные дисциплины в соответствии с требования ФГОС СОО. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый студентами в рамках одного или на стыке нескольких учебных предметов, с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

При выполнении проекта студентам необходимо иметь под рукой четкие инструкции. С этой целью мы разработали «Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта студентами 1 курса» в соответствии с профилем получаемого профессионального образования. Методические рекомендации разработаны согласно учебного плана цикла «Общеобразовательные учебные дисциплины» и определяют основу организации работы над индивидуальным проектом и особенности его оценки. Разработаны с целью разъяснения принципов и особенностей организации работы над индивидуальным проектом в условиях реализации ФГОС СПО.

Ежегодно темы проектов рассматриваются и утверждаются на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин не позднее ноября. В 2022-2023 учебном на заседании было принято решение сделать уклон проектов в сторону специальности каждой группы. Обучающиеся выполняли проекты по таким предметам как физика, химия и информатика.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в рамках учебного времени, отведённого учебным планом на выполнение индивидуального проекта и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного [3].

В ходе выполнения проектов происходит достижение личностных и метапредметных результатов обучения, в том числе:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации [4].

При выполнении проектной деятельности предлагаем студентам следующие виды работ:

  • Подготовка и написание сообщений, рефератов, докладов.
  • Решение и составление задач профессиональной направленности.
  • Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью.
  • Участие в учебно-исследовательской деятельности.
  • Оформление мультимедийных презентаций, слайдового сопровождения докладов.
  • Практические экспериментальные задания в домашних условиях.

Продуктом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

  • письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад, мультимедийный продукт и др.);
  • художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
  • материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
  • отчётные материалы по социальному проекту, могут включать в себя как тексты, так и мультимедийные продукты.

Руководителем проекта является преподаватель дисциплины, по тематике которой выполняется индивидуальный проект.
В задачу руководителя входит консультирование и оказание методической помощи обучающимся в ходе выполнения проектов, контроль своевременности выполнения этапов проектов (табл. 1); ведение мониторинга качества обученности обучающихся.

Таблица 1

Индивидуальный план выполнения проекта.

Этапы, баллы Виды деятельности Дата Подпись преподавателя
По плану По факту
Подготовка Выбор темы учебного

проекта и тем исследований обучающихся.

Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.
Планирование Формулировка задач, которые следует решить; выбор средств и методов решения задач; определение последовательности и сроков работ.
Процесс проектирования Самостоятельная работа
Оформления записки, плакатов и др.
Итог Достигнутый результат
Оформление
Защита

Критерии самооценки отдельных этапов выполнения проекта

Для грамотного выполнения индивидуального проекта необходимо обратить внимание:

  • на обоснованность выбора данной темы, как изложенные вопросы могут быть использованы в повседневной практической деятельности;
  • все поставленные цели и задачи должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми;
  • при изложении конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены, проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным;
  • форма работы должна соответствовать содержанию. Принято писать работу от первого лица;
  • в работе должна прослеживаться научность и литературность языка, письменная речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам;
  • культура оформления работы определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.), в оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности, перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы.

Презентация и защита индивидуальных проектов проводится в рамках недели цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин в конце учебного года. Для проведения конференции создаётся специальная комиссия, в состав которой могут входить администрация образовательного учреждения, преподаватели, обучающиеся. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек. Специальная комиссия оценивает уровень проектной деятельности конкретного обучающегося, дает оценку выполненной работы.

Процедура защиты состоит в 3-5 минутном выступлении обучающегося, которая раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии.

Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев:

Критерии оценки содержания проекта:

№п/п Критерий Оценка (в баллах)
1. Системность описания, структура проекта 10
2. Актуальность и обоснованность представляемого материала 10
3. Диагностичность, конкретность целей и задач 20
4. Степень самостоятельности творческого подхода 20
5. Практическая значимость 10
6. Готовность к трансляции, технологичность 10
7. Культура методического оформления материалов 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый балл за содержание и защиту проекта – 104 балла.

  • 80 – 104 балла – отлично
  • 66 – 80 баллов – хорошо
  • 55 – 65 баллов – удовлетворительно
  • Менее 55 баллов – неудовлетворительно

Разработанная модель позволяет усовершенствовать систему преподавания цикла общеобразовательных дисциплин в условиях среднего профессионального образования.

Список использованных источников:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Учебный план по специальностям СПО основной профессиональной образовательной программы СПО базовой подготовки.
  3. Рабочие программы учебных предметов общеобразовательного цикла.

Свидетельство о публикации № 102507

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях