Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый студентами в рамках одного или на стыке нескольких учебных предметов, соответствующих профилю обучения. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в рамках учебного времени, отведённого учебным планом на выполнение индивидуального проекта, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта. Процедура защиты состоит в 3-5 минутном выступлении обучающегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы, и оценивании комиссией проекта по разработанным критериям.
В примерной основной образовательной программе среднего общего образования дано описание основной процедуры итоговой оценки достижения метапредметных результатов – защиты итогового индивидуального проекта. В рамках реализации ФГОС СПО на 1 курсе на базе 9 классов в соответствии с учебным планом студенты осваивают общеобразовательные дисциплины в соответствии с требования ФГОС СОО. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый студентами в рамках одного или на стыке нескольких учебных предметов, с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
При выполнении проекта студентам необходимо иметь под рукой четкие инструкции. С этой целью мы разработали «Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта студентами 1 курса» в соответствии с профилем получаемого профессионального образования. Методические рекомендации разработаны согласно учебного плана цикла «Общеобразовательные учебные дисциплины» и определяют основу организации работы над индивидуальным проектом и особенности его оценки. Разработаны с целью разъяснения принципов и особенностей организации работы над индивидуальным проектом в условиях реализации ФГОС СПО.
Ежегодно темы проектов рассматриваются и утверждаются на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин не позднее ноября. В 2022-2023 учебном на заседании было принято решение сделать уклон проектов в сторону специальности каждой группы. Обучающиеся выполняли проекты по таким предметам как физика, химия и информатика.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в рамках учебного времени, отведённого учебным планом на выполнение индивидуального проекта и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного [3].
В ходе выполнения проектов происходит достижение личностных и метапредметных результатов обучения, в том числе:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации [4].
При выполнении проектной деятельности предлагаем студентам следующие виды работ:
- Подготовка и написание сообщений, рефератов, докладов.
- Решение и составление задач профессиональной направленности.
- Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью.
- Участие в учебно-исследовательской деятельности.
- Оформление мультимедийных презентаций, слайдового сопровождения докладов.
- Практические экспериментальные задания в домашних условиях.
Продуктом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад, мультимедийный продукт и др.);
- художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
- отчётные материалы по социальному проекту, могут включать в себя как тексты, так и мультимедийные продукты.
Руководителем проекта является преподаватель дисциплины, по тематике которой выполняется индивидуальный проект.
В задачу руководителя входит консультирование и оказание методической помощи обучающимся в ходе выполнения проектов, контроль своевременности выполнения этапов проектов (табл. 1); ведение мониторинга качества обученности обучающихся.
Таблица 1
Индивидуальный план выполнения проекта.
Этапы, баллы | Виды деятельности | Дата | Подпись преподавателя | |
По плану | По факту | |||
Подготовка | Выбор темы учебного
проекта и тем исследований обучающихся. |
|||
Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы. | ||||
Планирование | Формулировка задач, которые следует решить; выбор средств и методов решения задач; определение последовательности и сроков работ. | |||
Процесс проектирования | Самостоятельная работа | |||
Оформления записки, плакатов и др. | ||||
Итог | Достигнутый результат | |||
Оформление | ||||
Защита |
Критерии самооценки отдельных этапов выполнения проекта
Для грамотного выполнения индивидуального проекта необходимо обратить внимание:
- на обоснованность выбора данной темы, как изложенные вопросы могут быть использованы в повседневной практической деятельности;
- все поставленные цели и задачи должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми;
- при изложении конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены, проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным;
- форма работы должна соответствовать содержанию. Принято писать работу от первого лица;
- в работе должна прослеживаться научность и литературность языка, письменная речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам;
- культура оформления работы определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.), в оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности, перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы.
Презентация и защита индивидуальных проектов проводится в рамках недели цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин в конце учебного года. Для проведения конференции создаётся специальная комиссия, в состав которой могут входить администрация образовательного учреждения, преподаватели, обучающиеся. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек. Специальная комиссия оценивает уровень проектной деятельности конкретного обучающегося, дает оценку выполненной работы.
Процедура защиты состоит в 3-5 минутном выступлении обучающегося, которая раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии.
Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев:
Критерии оценки содержания проекта:
№п/п | Критерий | Оценка (в баллах) |
1. | Системность описания, структура проекта | 10 |
2. | Актуальность и обоснованность представляемого материала | 10 |
3. | Диагностичность, конкретность целей и задач | 20 |
4. | Степень самостоятельности творческого подхода | 20 |
5. | Практическая значимость | 10 |
6. | Готовность к трансляции, технологичность | 10 |
7. | Культура методического оформления материалов | 10 |
Итоговый балл за содержание и защиту проекта – 104 балла.
- 80 – 104 балла – отлично
- 66 – 80 баллов – хорошо
- 55 – 65 баллов – удовлетворительно
- Менее 55 баллов – неудовлетворительно
Разработанная модель позволяет усовершенствовать систему преподавания цикла общеобразовательных дисциплин в условиях среднего профессионального образования.
Список использованных источников:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Учебный план по специальностям СПО основной профессиональной образовательной программы СПО базовой подготовки.
- Рабочие программы учебных предметов общеобразовательного цикла.