Введение:
- Вступительное слово о Ж.Л. Металлиди: Фортепианные циклы, особенности, комментарии, фото.
- «Золотое кольцо России». Предыстория, образное содержание цикла.
- «Воспоминание о Севере». Образное содержание цикла, методические рекомендации.
- «Эрмитажные зарисовки». Образное содержание цикла и некоторые методические рекомендации.
- Заключение, список использованной литературы
Введение
Жанна Лазаревна Металлиди — наша современница, признанный композитор-педагог Ленинградской-Петербургской школы, заслуженный работник культуры РСФСР. Она совсем недавно ушла из жизни, в 2019 году. Почти до конца своих дней Жанна Лазаревна Металлиди была очень активна и жизнерадостна, она очень много путешествовала. Ездила по всей России с мастер-классами, с творческими встречами, концертами. И её везде приглашали и любили. Исаак Яковлевич Пустыльник, педагог Калининградской консерватории, посвятил ей такую эпиграмму в честь вступления в Союз Композиторов:
«Нет мы не хуже Орлеана.
И на судьбу мы не в обиде.
И к нам явилась Дева Жанна,
Но не д’Арк, а — Металлиди».
Жанна (Жаннэта) Лазаревна Металлиди (1 июня 1934, Ленинград — 7 июня 2019, Санкт-Петербург) — советский и российский композитор, музыкальный педагог, автор камерных сочинений, произведений для юных пианистов, а также пособий по сольфеджио и композиции, заслуженный работник культуры РСФСР.
Родилась в Ленинграде 1 июня 1934 года. Отец Жанны, Лазарь Харлампиевич Металлиди, имел греческое происхождение (его родители, уроженцы Салоников, в 1912 году бежали из Константинополя в Ялту). Переехав позже в Ленинград, он стал работать в мастерской Кировского театра мастером по пошиву театральной обуви. Женился на Татьяне Петровне Савинковой. В годы Великой Отечественной войны семья Металлиди пережила блокаду, во время которой у них родился младший сын Пётр. Осенью 1942 года отец, работавший сапожником на военных заказах, был расстрелян по обвинению в «экономической контрреволюции».
Жанна Лазаревна начала заниматься музыкой в дошкольном возрасте и ещё весной 1941 года успешно сдала экзамены в специальной школе-десятилетке при консерватории для особо одарённых детей. Но учёбе помешала война. Подготовившись заново, после войны она поступила в музыкально-педагогическое училище на улице Воскова, а через два года была зачислена на второй курс училища при Ленинградской консерватории в класс Г. И. Уствольской.
После выпуска из училища Ж. Металлиди поступила в Ленинградскую консерваторию в класс композиции О. А. Евлахова и окончила её в 1960 году.
Творчество
Ещё будучи студенткой, Жанна Металлиди начала работать в 1959 году концертмейстером в Театральном институте им. А. Н. Островского. В 1960 году была приглашена в детскую музыкальную школу № 11, чтобы возглавить только что созданный в ней класс композиции.
С 1963 года Ж. Л. Металлиди — преподаватель детской музыкальной школы № 11 Василеостровского района в Санкт-Петербурге (композиция и сольфеджио). Её произведения с успехом исполняются как в России, так и за рубежом. Является основателем фундаментальной композиторской и теоретической школы для начального этапа обучения музыке. Автор множества учебников для детей. Совместно с А. И. Перцовской создала школу обучения сольфеджио от дошкольного до выпускного класса — «Мы играем, сочиняем и поём».
Среди многочисленных её учеников — известные скрипачи Борис Иоффе, Илья Грингольц, композитор Андрей Тихомиров, пианисты Александр Пироженко и Олег Белов, виолончелист Илья Остромогильский и др.
Член Союза композиторов с 1963 года.
Умерла 7 июня 2019 в Петербурге на 86-м году жизни. Похоронена на Богословском кладбище.
В данной методической работе освещены три фортепианных цикла, которые были написаны по следам поездок, путешествий, экскурсий, коих в жизни Жанэтты Лазаревны было великое множество.
«Так что путешествую я по-прежнему много — и как композитор, и как педагог. Для полного счастья мне равно необходимо сочинять музыку, разъезжать по свету с лекциями и авторскими концертами, заниматься с учениками, которые являются очень важной частью моей жизни. На самом деле отделить одно от другого просто невозможно — это единая система кровообращения моего существования» — говорит Ж. Металлиди в очерке Н.Б. Селиверстовой.
В пьесах, в большинстве случаев, отражены реальные события, завораживающие картины природы, обыгрываются и «бытовые» ситуации. Что-то произвело впечатление, прочно засело в голове — и вот уже рождается небольшая импровизация на тему («Дымковская игрушка»), появляются предельно конкретные пьесы-действия («Через Чертов мост»), или же сама «картинка» воплощается в роскошной музыкальной звукописи (колористическое «Северное сияние»). А вот в третьем цикле музыка, скорее, жанрово и стилистически (болеро, испанский колорит) обобщает увиденное на экскурсиях в Эрмитаже, что создает некоторую художественную дистанцию между конкретным произведением искусства и «откликом» на него композитора.
Пьесы предназначены для исполнения как детьми (средние — старшие классы), так и взрослыми, еще не растерявшими желание играть и фантазировать, предназначены не только для того, чтобы расширить исполнительские возможности, но и для того, чтобы эмоционально пережить исторические события.
Из очерка Натальи Селиверстовой
«Объяснить, как из жизненных впечатлений рождается музыки, — невозможно. Иногда она долго мелькает в голове, не поддаваясь оформлению. Или вдруг будит ночью. Если же сразу не записал -она бесследно исчезает. Но все сильные впечатления в моей жизни рано или поздно обретают своё музыкальное звучание. Например, давным-давно, плавала я в Чёрном море у берегов Херсонеса. Нырнула поглубже — и увидела на дне затонувший корабль. Кто плыл на этом корабле? Почему он затонул? Спасся ли кто-нибудь из команды и пассажиров? Прошло бог знает сколько лет, и я сочинила «Морскую сюиту для фортепиано», в которой рассказала и о затонувшем корабле, и о могучем море. Должно пройти время, чтобы впечатление превратилось в музыку» [с.25]
«Золотое кольцо России», «Воспоминания о Севере», «Эрмитажные зарисовки»
Особенности
Металлиди часто использовала эпиграфы к пьесам — стихи, которые помогают детям проникнуть в образное содержание произведения. Она выбирает стихотворения современных поэтов: Новеллы Матвеевой, Валентина Берестова, Даниила Хармса, Николая Угренинова, Михаила Яснова, Генриха Сапгира, Ванды Хотомской, Мориса Карема.
Также в сочинениях присутствуют звукоподражательные эффекты дождя, голосов животных, звуков, предметов, что развивает фантазию. Национальные краски («Воспоминание о Севере» — русский колорит), «Ночь в Толедо», «Махи на балконе», «Торреро»- испанский колорит. В пьесах автора широко используются и современные исполнительские приемы игры на фортепиано. Например, в пьесе «Торреро» — нужно стучать костяшками пальцев по крышке рояля.
- «Золотое кольцо России»;
- «Воспоминания о Севере»;
- «Эрмитажные зарисовки».
Содержание
Циклы включают пьесы, в которых отражены реальные события, картины природы, обыгрываются «бытовые» ситуации.
ЖАННА МЕТАЛЛИДИ: Здесь есть и довольно старые, а часть новых пьес. Дело в том, что я довольно много ездила. Городов 120 объехала. Это у нас. И в Англии выступала. Поездки очень много дают для сочинения. Я сделала фортепианные циклы, их играют и взрослые. Например, Саша Пироженко, [Александр Пироженко (род. в 1979) — пианист, выпускник и ныне преподаватель Санкт-Петербургской консерватории, учился в Василеостровской музыкальной школе, Средней специальной школе Санкт-Петербургской консерватории. Лауреат международных конкурсов, выступает в России, США, в странах Европы и Азии.] он играет «Золотое кольцо России» и сонату юношескую.[1]
«Золотое кольцо России» — Цикл из пяти пьес, навеянный патриотическими образами истории Древней Руси.
- «Церковь Покрова на Нерли»,
- «Всполохи над Суздалем»,
- «Умолкнувшие колокола»,
- «Вологодские кружева»,
- «Дымковская игрушка».
ЖАННА МЕТАЛЛИДИ: Было так. Меня пригласили в жюри, я там раз семь была — хороший конкурс струнных ансамблей. И после этого мы отправились к церкви Покрова. А дело весной, река разливается. Церковь стоит на пригорочке — небольшая, очень красивая, — и отражается в воде… Тут вот у меня все время «вода» — спокойная, красивая гармония. Вот так пришло в голову… У меня ведь бывает так, что я вижу что-то — а потом проходит лет семь, и вдруг оно «вылезает». [1]
«Церковь Покрова на Нерли»- пьеса о реальном историческом памятнике 1165г. близ села Боголюбова, Владимирской области. В связи с этим и образ пьесы – постепенно появляющиеся из глубины веков очертания храма, в кульминации полный мощи, богатырской силы. И зыбкое отражение церкви в воде, точно подмеченное автором, применившего звукоподражательный приём форшлагов в обеих руках.
«Сполохи над Суздалем» — это уже историческое. Трагедия разрушенного города. Первая часть образно перекликается с номером из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» — «Мёртвое поле». Вторая часть – возрождение города, радость жителей. Пьеса сквозного развития с кульминацией в конце, с характерным для колокольной музыки размером 5/8. Для исполнителя важно сохранять цельность формы и энергию движения в пульсации сильных долей, особенно в переходах от одного построения к другому.
ЖАННА МЕТАЛЛИДИ: Да, это старые пожары. «Умолкнувшие колокола» — Ростов Великий. Когда я туда приехала, они восстановили только центральную часть, а колокола молчали. Умер последний звонарь, и некому было звонить. Теперь-то у них все в порядке, все звучит. А тогда мне стало так тоскливо, грустно… Вышла за ворота, к озеру — все грязное, заброшенное, мусор — ну, как у нас во многих местах. А в голове у меня — свои колокола, как будто я их услышала… [1]
Слушать запись: https://youtu.be/nJj-d814j8I?si=1fx4fFZjzw1-z-R6
«Вологодские кружева» — Спокойная, «бесконечная» мелодия широкого дыхания с размеренным аккомпанементом создают образ плетения кружев. Размеренно стучат коклюшки в руках мастериц-кружевниц. Изящная, витиеватая мелодия, изобилующая хроматизмами, подражает искусно сплетённым кружевам вологодских мастериц. Основная сложность пьесы – показать ажурность образа посредством прозрачности звучания, интонируя каждый мотив мелодии, слыша все подголоски.
«Дымковская игрушка» — яркий, жизнерадостный образ. Шумная, весёлая ярмарка. Переклички мотивов в разных регистрах передают интонации продавцов-зазывал игрушек, нахваливающих свой товар. Праздничная кульминация, искромётность, юмор, задор. Виртуозная пьеса в форме рондо, требующая от юного исполнителя хорошей технической подготовки, особенно отчётливой пальцевой артикуляции.
Слушать запись: https://share.google/ea3hcgZKgUYOy2cCr
ЖАННА МЕТАЛЛИДИ: Нас заносило даже на Камчатку — и там звучит. Причем делают переложения под свои составы, что у кого под руками. А в Тольятти устроили фестиваль из моей музыки, он шел с осени до конца года. Причем разные сочинения: и вокальные, и инструментальные, и фортепианные. Ходили везде — по школам, по детским домам, по больницам… В Северодвинске конкурс был из моей музыки. А в Энгельс пригласили в жюри на конкурс современных детских ансамблей — из 60 произведений 40 было моих, это приятно было…[1]
«Воспоминания о Севере» — 7 пьес: Цикл написан по следам поездок на Север за Полярный круг. Пьесы предназначены для продвинутого уровня, но сама автор утверждает, что играть их можно в одном классе. В цикле есть пьесы и для тех, кто помладше, и для старших, что очень удобно для классных концертов.
- «Через Чёртов мост»,
- «Скучно дома одному»,
- «Беги, мой оленёнок»,
- «Колыбельная белой медведицы»,
- «Карнавальная полька»,
- «Северное сияние»,
- «Песня вьюги».
Из очерка Натальи Селиверстовой
«В другой раз я поехала к дочери и её семье на Крайний Север, за Полярный круг. Город, где служил мой зять, так и называется — Полярный. Дело было под Новый год, Так что попала я в полярную ночь. Кругом тундра, сопки, бегают олени, запряжённые в сани. Однажды небо внезапно заполыхало разноцветными огнями. Разгоралось зарево постепенно, будто пульсировало разноцветными огнями. Забыть это зрелище невозможно. Спустя несколько лет я перевела все свои впечатления в музыкальное звучание, и получился у меня фортепиано цикл «Воспоминания о севере». Есть там и «Зловещая песня вьюги», и печальная пьеска «Скучно дома одному». Я вспомнила и мальчиков национальной северной одежде, лихо управляющего оленей упряжкой («Беги, мой олененок») и обледеневший мостик между сопками, по которому скользя и падая, пробираются ученики в школу («Чёртов мост»), и весёлый праздник в местном клубе («Новогодняя полька»).» [с.26]
«Колыбельная белой медведицы». Эта пьеса – пример кантилены с элементами полифонии. Она поможет учащемуся овладеть певучим, наполненным звуком, умением интонировать на фортепиано.
«Северное сияние». Очень красивая, оригинальная пьеса. Насколько загадочно само явление – северное сияние – настолько же завораживающе и таинственно звучит музыка. Эффект таинственности образа достигнут с помощью особенностей тонального плана, гармонии, динамики и приёма arpeggiato в аккордах.
Слушать запись: https://youtu.be/T4y_v1BPxuc?si=hI9kDu6fYR4qtIwi
«Песня вьюги». Технически наиболее сложная пьеса цикла, написана в трёхчастной форме. Потребует от юного пианиста ловкости и хорошей координации рук в скачках. Крайние части служат вступлением и завершением к средней части (Allegro), в которой происходит яркое развитие образа. Основная сложность пьесы – сохранить целостность формы, следуя требованиям агогики.
Из очерка Натальи Селиверстовой
«Свою преданную любовь к изобразительному искусству я воплотила во многих своих произведениях. Например, у меня есть фортепианный триптих «Эрмитажные зарисовки, где я передала свои впечатления от картины испанских художников разных эпох. У пьесы «ночь в Толедо» характер таинственно-романтический как и в картине Эль Греко. Я постаралась передать испанский колорит в музыкальной сценке «Махи на балконе» по картине Франсиско Гойи. А острые изломанные линии графического рисунка Пабло Пикассо подсказали мне ритмы и интонации пьесы «Тореро». Есть ещё у меня музыка, навеянная эрмитажным петровским залом. В нём я ощущаю зашифрованный дух русского XVIII века, слышу звучание петровских кантов и популярного романса тех времён «Стонет Сизый голубочек». Всё это отразилось в вариациях для струнного оркестра под названием «Петербургское барокко», которое нельзя отнести к детским произведениям, хотя партитура и рассчитана на возможности молодых оркестрантов.» [с.24]
«Эрмитажные зарисовки»: Цикл состоит из трёх ярко-характерных пьес, которые объединяет тема Испании:
- «Ночь в Толедо»
- «Махи на балконе»
- «Торреро»
Цикл адресован учащимся старших классов, музыка жанрово и стилистически обобщает увиденное на экскурсиях в Эрмитаже. Слушать запись: https://www.youtube.com/watch?v=6m_SBAaBa3Y
ЖАННА МЕТАЛЛИДИ: В Эрмитаж мы ходили два года подряд с очень хорошими лекторами. Приходили на час раньше, еще когда никого не было — это было замечательно… И вот как раз мы так пришли однажды, а там Эль Греко! «Ночь в Толедо» — это оттуда. А вот Гойя — «Махи на балконе». Эту музыку можно играть и взрослым, и детям. И «Торреро» — это Пикассо. .[1]
«Торреро» — Пьеса адресована учащимся средних классов. Яркая, драматичная по характеру, она состоит из двух разделов, насыщенных такими средствами выразительности, как модуляции, смена метра, передающим состояние «напряжённой пружины». Динамичная в своём развитии, она потребует от юного исполнителя хорошего чувства формы и артикуляции штриха. Через ощущение сквозного развития. необходимо донести накал чувств напряжённого, взволнованного настроения пьесы.
«Ночь в Толедо» — Очень красивая, колоритная пьеса. По настроению перекликается с прелюдией К.Дебюсси «Ворота Альгамбры». Пьеса яркая, красочная, написана в трёхчастной форме. Потребует от учащегося хорошего владения туше.
Слушать запись: https://youtu.be/g_NEYJGwRBM?si=3upz2DkjzQgVYGHd
«Махи на балконе» — Сюжет этого полотна является традиционным в испанском искусстве, начиная с XVI века. «Махо» и «махи» — так во времена Ф. Гойи назывались молодые андалузские щеголи и щеголихи из средних слоев городского населения, одевавшиеся в подчеркнуто национальные одежды. Горделивый испанский танец.-пьеса написан в трёхчастной форме, адресова учащимся старших классов. Основная задача — слушать полиметрию и ощущать импровизационность. Также пьеса требует хорошей координации рук и артикуляции.
Слушать запись: https://youtube.com/watch?v=MZx4YOI6VjU&feature=shared
Пьесы этого цикла очень образны и «изобразительны», они помогут учащимся почувствовать себя художниками, создающими средствами музыки настоящие картины, ощутить радость творчества. А также обязательно зажжёт интерес к творчеству великих художников и экспозициям музеев.
Заключение
Наталия Селиверстова, автор биографического очерка о композиторе Жанне Лазаревне Металлиди, пишет: «Музыка Жанны Металлиди, охватывая все жанры и формы, обладает удивительной теплотой и общительностью, живой яркостью красок и неповторимо самобытно отражает разнообразный спектр духовной жизни нашего современника — и юного, и зрелого»..[2]
Жаннэта Лазаревна — замечательный детский педагог и композитор, ее талантом создана фундаментальная композиторская и теоретическая школа для начального этапа обучения музыки. Сочинения для детей Жанны Металлиди прочно вошли в репертуар юных музыкантов, ее произведения (от маленьких пьесок до развернутых оркестровых сочинений) давно стали неотъемлемой частью почти каждого детского фестиваля, концерта, конкурса.
Список использованной литературы:
- Харьковский А. Интервью с продолжением… Жаннэта Металлиди. Фортепианные сборники и циклы для детей и юношества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: compozitor.spb.ru.
- Композитор Жанна Металлиди. Биографический очерк. Автор. Селиверстова Наталия Борисовна. Издательство. Композитор — Санкт-Петербург.
- Вьюшина О.В. Методическая работа «Ж.Л. Металлиди. Фортепианные циклы для детей. Некоторые методические рекомендации.»

