Современное образование в системе среднего профессионального образования (СПО) направлено на формирование у студентов не только профессиональных навыков, но и критического мышления, аналитического подхода к информации, творческих способностей. Одним из эффективных методов, способствующих достижению этих целей, является проблемное обучение. Проблемное обучение предполагает создание таких условий, при которых студенты самостоятельно находят решения поставленных перед ними задач, анализируют информацию и делают выводы. В данной статье рассмотрим, как данный метод может быть использован на занятиях по русскому языку и литературе в СПО.
Проблемный метод обучения основывается на создании таких условий, при которых студенты сталкиваются с проблемой, которую они должны решить самостоятельно или в группе. Педагог в этом процессе не является единственным источником знаний, а скорее организатором учебного процесса, направляющим студентов на поиск ответа. Важной характеристикой данного метода является то, что решение проблем, поставленных на занятии, требует от студентов активного участия, размышлений, анализа и поиска решения.
Основные принципы проблемного обучения:
- Создание проблемной ситуации. Преподаватель формулирует задачу или проблему, которая вызывает у студентов интерес и требует их активного участия для решения.
- Мотивация к поисковой деятельности. Важно, чтобы проблема была актуальной и близкой к реальным интересам студентов. Проблемные задания стимулируют интерес к предмету, так как они связаны с реальными жизненными ситуациями, что делает изучаемый материал более значимым и полезным для студентов.
- Развитие самостоятельности. Студенты исследуют проблему, применяя полученные знания, а также находят новые способы решения.
- Рефлексия и анализ. Завершением работы является обсуждение найденных решений, их обоснование и оценка.
К преимуществам использования проблемного метода в преподавании русского языка можно добавить развитие критического мышления: студенты учатся анализировать, сопоставлять информацию, находить логические связи между явлениями и явлениями, что способствует формированию критического отношения к изучаемым материалам. А также углубленное усвоение материала: погружение в проблему помогает обучающимся не просто запомнить правила, а понимать их сущность и применять в разных контекстах.
Проблемный метод может быть использован на различных этапах занятия и в различных формах. Рассмотрим несколько вариантов применения этого метода.
На занятиях по русскому языку преподаватель может создать ситуацию, в которой студенты сталкиваются с задачей, требующей обсуждения и поиска решения. Например, можно предложить обучающимся проанализировать фрагмент текста, в котором встречаются ошибки в пунктуации, грамматике или лексике. Студенты должны найти ошибки и обосновать их исправление, что развивает внимание к языковым нюансам.
К примеру, при изучении пунктуации в сложносочиненных предложениях можно представить проблемную ситуацию.
Студент поставил запятую в предложенииНа улице ярко светит солнце, и поют птицы.
Преподаватель запятую зачеркнул. На улице ярко светит солнце, и поют птицы. Студент удивился: «Почему? Это же сложное предложение, в котором две грамматические основы!» Проблемный вопрос! Нужна ли запятая в этом предложении! |
При изучении темы «Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). Языковые и речевые нормы» постановка проблемного вопроса может выглядеть следующим образом:
Преподаватель представляет студентам две речевые ситуации и предлагает подумать над ними в течение занятия.1. Из х/ф «Дневник директора школы»:
«Жена спрашивает мужа, принял ли он на работу учительницу младших классов. Он ей отвечает: «Нет», и добавляет: «К тому же она «транвай» говорит». Почему директор не принял учительницу на работу? А. Брянцев рассказывал об одном телефонном разговоре. 1. Ему неожиданно позвонили из школы: «Вам звОнит преподавательница…» – «Не верю!» – прервал Брянцев и повесил трубку на рычаг. Почему Брянцев не поверил собеседнице и прервал разговор? Проблемный вопрос! Какова роль речевой культуры в жизни человека? |
При использовании проблемного метода на занятиях по русскому языку можно использовать тексты, взятые из реальной жизни — газетные статьи, объявления, письма и т.д. Проблемная ситуация может заключаться в анализе этих текстов с целью выявления ошибок или улучшения их структуры. Например, можно обсудить, как повысить эффективность делового письма, исправив ошибки в языке, логике изложения и оформлении.
Проблемный метод может быть реализован с помощью ролевых игр или дискуссий, в ходе которых студенты должны решить определенную задачу, например, написать письмо, составить отчет, исправить текст и аргументировать свои действия. Это способствует развитию навыков общения, аргументации и взаимопонимания в группе.
Применение проблемного метода также возможно в рамках проектной деятельности. Студенты могут создать проекты, связанные с изучением языка, например, подготовить исследование о языке в средствах массовой информации, о литературных жанрах или о современном языке интернета. Такая работа требует самостоятельного анализа, поиска и использования различных источников.
Нельзя не коснуться такой учебной дисциплины как Литература. Это предмет, который развивает личность, мышление, воображение и креативность. Использование методики проблемного обучений позволяет:
- способствовать глубокому осмыслению литературных произведений и выявлению актуальных тем;
- развивать навыки аналитического мышления и аргументации, которые важны не только в литературе, но и в любой другой области знаний;
- открывать перед студентами новые способы восприятия произведений, позволяя им увидеть не только текст, но и контекст, культурные и исторические особенности.
Каким образом можно применить проблемный метод на занятиях по литературе в СПО? Рассмотрим несколько вариантов.
- Выявление проблемы через вопросы. Занятиях по литературе преподаватель может начать с постановки открытых, многозначных вопросов, например: «Почему герой этого произведения решает так, а не иначе?», «Какие внутренние конфликты переживает персонаж?». Студенты начинают искать ответы в тексте, анализируя характеры персонажей, их мотивацию, контекст написания произведения.
К примеру, при изучении творчества А.Н. Островского можно задать такой вопрос обучающимся: «Написал бы драматург пьесу «Гроза», если бы жил в XX или в XXI веке?»
- Проблемные ситуации. Можно использовать такие методики, как ролевые игры или инсценировки, где студенты, вживаясь в роль, должны разрешить конфликт или преодолеть проблему, возникшую в произведении. Например, при изучении романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно предложить студентам разыграть сцену допроса Раскольникова, поставив их в позицию следователя, обвиняемого и свидетелей.
- Обсуждение актуальных проблем. Преподаватель может предложить студентам рассмотреть произведение с точки зрения актуальности его тем в современном мире. Например, при анализе произведений, таких как «1984» Джорджа Оруэлла или «Преступление и наказание» Достоевского, можно обсудить, как моральные дилеммы и вопросы власти и свободы звучат в современном обществе.
- Совместная работа над текстом. Студенты могут работать в группах, анализируя различные аспекты произведения. Например, одна группа может изучать тему любви в произведении, другая — тему судьбы, третья — философские вопросы, а затем они представляют свои выводы перед классом. Это создаст диалог и обмен множеством точек зрения.
- Разрешение проблемных ситуаций. В конце урока преподаватель может предложить студентам обсудить, как бы они решали проблему, поставленную в литературном произведении, например, как бы поступили герои, если бы им нужно было сделать
Преподаватель русского языка и литературы, использующий проблемный метод, должен быть готов к изменению роли на занятии. В любой момент педагог может стать не просто источником знаний, но и наставником, который помогает студентам правильно организовать процесс поиска решения, задает правильные вопросы, направляет обсуждение, способствует развитию самостоятельности обучающихся.
Внедрение проблемного обучения требует от преподавателя тщательной подготовки и творческого подхода, однако результаты оправдывают затраченные усилия, создавая условия для всестороннего развития студентов.
Таким образом, применение проблемного обучения на занятиях по русскому языку и литературе в СПО открывает широкие перспективы для формирования у обучающихся ключевых компетенций, необходимых в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Этот метод делает образовательный процесс более интересным, продуктивным и направленным на развитие личности студента.
Литература
- Ваганова, О. И. Технология проблемного обучения в профессиональном образовании / О. И. Ваганова, К. А. Максимова, М. А. Карпова // Карельский научный журнал. – 2019. – Т. 8, № 4(29). – С. 7-10. – DOI 10.26140/knz4-2019-0804-0001.
- Реализация технологии проблемного обучения на уроках математики в начальной школе / Г. С. Сисемалиева, М. Ж. Карасаева, М. А. Кунчугурова, Ж. А. Даутова // Интеграция науки и практики в современных условиях : Сборник научных трудов / Научный редактор А.Х. Цечоева. – Москва : Издательство “Перо”, 2018. – С. 30-33.
- Ценер, К. В. Технология проблемного обучения как педагогическая технология / К. В. Ценер // Русский язык и литература: актуальные проблемы теории и практики преподавания : Сборник материалов IV Всероссийской научно-методической конференции, Коломна, 26 марта 2019 года / Под редакцией М.А. Дубовой, Т.А. Капыриной. – Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области “Государственный социально-гуманитарный университет”, 2019. – С. 268-272.