Современная действительность ставит перед специалистами среднего звена всё более серьёзные задачи.
Перед образовательными учреждениями, такими как техникумы, возникает ключевая цель — обеспечить выпускникам высокий уровень профессиональной подготовки, основанный на комплексной и многопрофильной подготовке, отвечающей актуальным требованиям экономики и социокультурной среды. В связи с этим особое значение приобретает внедрение инноваций в образовательный процесс, среди которых один из наиболее эффективных методов — интегрированное обучение.
Проблема, которую решает интегрированный подход к изучению технических дисциплин в техникумах, заключается в недостаточной подготовке выпускников к самостоятельному применению знаний на практике.
Традиционный учебный процесс часто носит фрагментарный характер, разделяет изучение отдельных дисциплин, что затрудняет формирование целостного представления о предметной области и снижает мотивацию учащихся.
Основная потребность, удовлетворяемая посредством интегративного подхода, состоит в создании прочных связей между знаниями из различных отраслей техники, способствующих глубокому пониманию устройства сложных технических объектов и систем, развитию компетенции комплексного решения прикладных задач.
Актуальность интегрированного подхода к изучению дисциплин в рамках средне-специального образования обусловлена рядом факторов, характеризующих современное состояние образования и потребностей рынка труда:
- Разобщённость традиционной системы обучения;
- Высокая скорость изменений на рынке труда;
- Требуется сочетание фундаментальных и прикладных знаний.
Таким образом, стратегической целью проекта являлась разработка календарно-тематических планов занятий с учетом интеграции знаний и умений по ключевым техническим дисциплинам в рамках выполнения курсового проекта по дисциплине «Детали машин».
Реализация поставленной цели предполагала решение следующих задач:
- Провести анализ календарно-тематических планов занятий по ключевым техническим дисциплинам
- Выявить возможность интеграции календарно-тематических планов занятий по ключевым техническим дисциплинам в рамках выполнения курсового проекта по дисциплине «Детали машин»
- Разработать модель новых календарно-тематических планов с учетом интеграции знаний и умений по техническим дисциплинам
Объект проекта – это повышение уровня усвоения знаний и умений по техническим дисциплинам в рамках выполнения курсового проекта по дисциплине «Детали машин» в условиях ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
Предмет проекта – интегрированный подход к изучению дисциплины «Детали машин» в условиях ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»
Новизна проекта заключается в возможности оптимизировать процесс усвоения знаний и умений по техническим дисциплинам обучающихся по специальности 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования» ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.
Практическое значение проекта заключается в новых подходах к организации высокоэффективной образовательной среды, способствующей качественному овладению профессией, повышению мотивации студентов, формированию компетентных специалистов нового поколения, их конкурентоспособность на рынке труда и социальную мобильность.
Основные этапы реализации проекта интегрированного подхода к изучению дисциплины «Детали машин»:
I этап. Подготовка и диагностика текущего состояния учебного процесса
- Анализ существующего плана и структуры курса «Детали машин», оценка соответствия текущих методов обучения требованиям стандарта СПО.
- Выявление пробелов и недостатков в существующем учебном плане, определение возможностей интеграции знаний из смежных дисциплин («Материаловедение», «Инженерная графика», «Метрология, стандартизация, сертификация», «Информационные технологии», «Техническая механика»).
II этап. Проектирование интегрированного курса
- Разработка сценария интегрированного курса, включающего последовательность уроков, охватывающих ключевые разделы курсового проекта по дисциплине дисциплины «Детали машин»
- Установление четкой последовательности прохождения тем, предусматривающей постепенное усложнение задач и расширение кругозора студентов.
III этап. Реализация интегрированного курса
- Запуск пилотного проекта группе специальности 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования» ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»
- Выполнение студентами практических заданий, связанных с решением комплексных инженерных задач, разработкой чертежей курсового проекта по дисциплине дисциплины «Детали машин»
IV этап. Мониторинг и оценка результатов
- Наблюдение за качеством усвоения знаний и навыков студентами, сопоставление достигнутых результатов с ожидаемыми показателями.
- Корректировка программы, внесение улучшений и устранение обнаруженных дефектов.
V этап. Масштабирование и распространение опыта
- Совершенствование программного обеспечения и оснащения кабинетов, обновление методических пособий и материалов.
Для успешной реализации интегрированного подхода были использованы разнообразные методики и инструменты, направленные на комплексное освоение знаний, развитие практических навыков и творческого потенциала студентов. Ниже перечислены некоторые из основных методов и приемов, используемых в данном проекте.
- Кейс-метод
- Решение практических задач, основанных на реальных производственных ситуациях. Применяется при изучении различных типов крепежных соединений, шестерён, валов и других деталей машин.
Основные преимущества метода: формирование навыков критического мышления и принятия решений, укрепление междисциплинарных связей.
- Метод проектов
- Выполнение студентами курсовых проектов, направленных на решение конкретной конструкторско-производственной задачи – проектирование одноступенчатого редуктора. По завершении каждый проект защищается публично с демонстрацией промежуточных результатов и итогового продукта.
Основные преимущества метода: повышение мотивации студентов за счёт творчества и свободы самовыражения,
углубленное освоение темы и развитие коммуникабельности, лидерства, навыков презентации.
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
- Использование графических редакторов, CAD-программы Компас3D и онлайн-ресурсов для повышения наглядности и доступности учебного материала.
Преимущества метода: экономия времени и повышение качества оформления графической части проектов.
Таким образом, предложенные методики и инструменты обеспечивают оптимальное функционирование интегрированного подхода к изучению дисциплины «Детали машин» в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», способствуют достижению поставленных целей и задач, а также делают процесс обучения интересным и эффективным.
В ходе проведенной работы за два года эксперимента в группе специальности 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования» были достигнуты следующие результаты:
Показатель | До начала проекта | Первый год эксперимента | Второй год эксперимента |
Всего студентов | 22 | 25 | 24 |
Проектов с защитой на оценку «отлично» | 3 | 6 | 6 |
Проектов с защитой на оценку «хорошо» | 5 | 7 | 10 |
Проектов с защитой на оценку «удовлетворительно» | 14 | 12 | 8 |
Проектов с защитой на оценку «неудовлетворительно» | – | – | – |
Средний балл защиты | 3,5 | 3,76 | 3,92 |
Качество результата защиты | 36% | 52% | 67% |
Проведя анализ результатов можно сделать следующие выводы:
- Произошел рост качества результатов защиты курсовых проектов;
- Улучшился уровень выполнения графической части проектов с использованием CAD-программы Компас3D;
- Повысился уровня практического использования нормативной документации (ГОСТы, справочники и т.п.);
- Возросла мотивация обучающихся по определению индивидуальной траектории профессионального развития
Литература
- Дрозд Е.И., Колотушкина О.Г. «Интеграция учебной и научно-исследовательской деятельности студентов технического вуза» // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. — 2019. — № 19 (1). — С. 132–140.
- Новиков Г.Ю., Кирьянова А.Е. «Организация проектной деятельности студентов колледжа на основе интегрированного подхода» // Молодой ученый. — 2020. — № 33. — С. 34–37.
- Беденко А.Б., Морозова Е.М. «Инновационные подходы к обучению студентов инженерных направлений подготовки» // Наука и школа. — 2019. — № 6. — С. 38–43.