О результатах экспериментальной работы по интегрированному подходу к изучению дисциплины «Детали машин» в условиях ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»

image_pdfСкачать в PDFimage_printРаспечатать

Современная действительность ставит перед специалистами среднего звена всё более серьёзные задачи.

Перед образовательными учреждениями, такими как техникумы, возникает ключевая цель — обеспечить выпускникам высокий уровень профессиональной подготовки, основанный на комплексной и многопрофильной подготовке, отвечающей актуальным требованиям экономики и социокультурной среды. В связи с этим особое значение приобретает внедрение инноваций в образовательный процесс, среди которых один из наиболее эффективных методов — интегрированное обучение.

Проблема, которую решает интегрированный подход к изучению технических дисциплин в техникумах, заключается в недостаточной подготовке выпускников к самостоятельному применению знаний на практике.

Традиционный учебный процесс часто носит фрагментарный характер, разделяет изучение отдельных дисциплин, что затрудняет формирование целостного представления о предметной области и снижает мотивацию учащихся.

Основная потребность, удовлетворяемая посредством интегративного подхода, состоит в создании прочных связей между знаниями из различных отраслей техники, способствующих глубокому пониманию устройства сложных технических объектов и систем, развитию компетенции комплексного решения прикладных задач.

Актуальность интегрированного подхода к изучению дисциплин в рамках средне-специального образования обусловлена рядом факторов, характеризующих современное состояние образования и потребностей рынка труда:

  • Разобщённость традиционной системы обучения;
  • Высокая скорость изменений на рынке труда;
  • Требуется сочетание фундаментальных и прикладных знаний.

Таким образом, стратегической целью проекта  являлась разработка календарно-тематических планов занятий с учетом интеграции знаний и умений по ключевым техническим дисциплинам в рамках выполнения курсового проекта по дисциплине «Детали машин».

Реализация поставленной цели предполагала решение следующих задач:

  1. Провести анализ календарно-тематических планов занятий по ключевым техническим дисциплинам
  2. Выявить возможность интеграции календарно-тематических планов занятий по ключевым техническим дисциплинам в рамках выполнения курсового проекта по дисциплине «Детали машин»
  3. Разработать модель новых календарно-тематических планов с учетом интеграции знаний и умений по техническим дисциплинам

Объект проекта – это повышение уровня усвоения знаний и умений по техническим дисциплинам в рамках выполнения курсового проекта по дисциплине «Детали машин» в условиях ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».

Предмет проекта – интегрированный подход к изучению дисциплины «Детали машин» в условиях  ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»

Новизна проекта заключается в возможности оптимизировать процесс усвоения знаний и умений по техническим дисциплинам обучающихся по специальности 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования»  ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Практическое значение проекта заключается в новых подходах к организации высокоэффективной образовательной среды, способствующей качественному овладению профессией, повышению мотивации студентов, формированию компетентных специалистов нового поколения, их конкурентоспособность на рынке труда и социальную мобильность.

Основные этапы реализации проекта интегрированного подхода к изучению дисциплины «Детали машин»:

I этап. Подготовка и диагностика текущего состояния учебного процесса

  • Анализ существующего плана и структуры курса «Детали машин», оценка соответствия текущих методов обучения требованиям стандарта СПО.
  • Выявление пробелов и недостатков в существующем учебном плане, определение возможностей интеграции знаний из смежных дисциплин («Материаловедение», «Инженерная графика», «Метрология, стандартизация, сертификация», «Информационные технологии», «Техническая механика»).

II этап. Проектирование интегрированного курса

  • Разработка сценария интегрированного курса, включающего последовательность уроков, охватывающих ключевые разделы курсового проекта по дисциплине дисциплины «Детали машин»
  • Установление четкой последовательности прохождения тем, предусматривающей постепенное усложнение задач и расширение кругозора студентов.

III этап. Реализация интегрированного курса

  • Запуск пилотного проекта группе специальности 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования» ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»
  • Выполнение студентами практических заданий, связанных с решением комплексных инженерных задач, разработкой чертежей курсового проекта по дисциплине дисциплины «Детали машин»

IV этап. Мониторинг и оценка результатов

  • Наблюдение за качеством усвоения знаний и навыков студентами, сопоставление достигнутых результатов с ожидаемыми показателями.
  • Корректировка программы, внесение улучшений и устранение обнаруженных дефектов.

V этап. Масштабирование и распространение опыта

  • Совершенствование программного обеспечения и оснащения кабинетов, обновление методических пособий и материалов.

Для успешной реализации интегрированного подхода были использованы разнообразные методики и инструменты, направленные на комплексное освоение знаний, развитие практических навыков и творческого потенциала студентов. Ниже перечислены некоторые из основных методов и приемов, используемых в данном проекте.

  1. Кейс-метод
  • Решение практических задач, основанных на реальных производственных ситуациях. Применяется при изучении различных типов крепежных соединений, шестерён, валов и других деталей машин.

Основные преимущества метода: формирование навыков критического мышления и принятия решений, укрепление междисциплинарных связей.

  1. Метод проектов
  • Выполнение студентами курсовых проектов, направленных на решение конкретной конструкторско-производственной задачи – проектирование одноступенчатого редуктора. По завершении каждый проект защищается публично с демонстрацией промежуточных результатов и итогового продукта.

Основные преимущества метода: повышение мотивации студентов за счёт творчества и свободы самовыражения,

углубленное освоение темы и развитие коммуникабельности, лидерства, навыков презентации.

  1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
  • Использование графических редакторов, CAD-программы Компас3D и онлайн-ресурсов для повышения наглядности и доступности учебного материала.

Преимущества метода: экономия времени и повышение качества оформления графической части проектов.

Таким образом, предложенные методики и инструменты обеспечивают оптимальное функционирование интегрированного подхода к изучению дисциплины «Детали машин» в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», способствуют достижению поставленных целей и задач, а также делают процесс обучения интересным и эффективным.

В ходе проведенной работы за два года эксперимента в группе  специальности 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования»  были достигнуты следующие результаты:

Показатель До начала проекта Первый год эксперимента Второй год эксперимента
Всего студентов 22 25 24
Проектов с защитой на оценку «отлично» 3 6 6
Проектов с защитой на оценку «хорошо» 5 7 10
Проектов с защитой на оценку «удовлетворительно» 14 12 8
Проектов с защитой на оценку «неудовлетворительно»
Средний балл защиты 3,5 3,76 3,92
Качество результата защиты 36% 52% 67%

Проведя анализ результатов можно сделать следующие выводы:

  • Произошел рост качества результатов защиты курсовых проектов;
  • Улучшился уровень выполнения графической части проектов с использованием CAD-программы Компас3D;
  • Повысился уровня практического использования нормативной документации (ГОСТы, справочники и т.п.);
  • Возросла мотивация обучающихся по определению индивидуальной траектории профессионального развития

Литература

  1. Дрозд Е.И., Колотушкина О.Г. «Интеграция учебной и научно-исследовательской деятельности студентов технического вуза» // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. — 2019. — № 19 (1). — С. 132–140.
  2. Новиков Г.Ю., Кирьянова А.Е. «Организация проектной деятельности студентов колледжа на основе интегрированного подхода» // Молодой ученый. — 2020. — № 33. — С. 34–37.
  3. Беденко А.Б., Морозова Е.М. «Инновационные подходы к обучению студентов инженерных направлений подготовки» // Наука и школа. — 2019. — № 6. — С. 38–43.
Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях

Сайт использует файлы cookie. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете своё согласие с политикой использования файлов cookie и сервиса Яндекс.Метрика.