Наставничество в практике учителя-логопеда

image_pdfСкачать в PDFimage_printРаспечатать

Наставник в современном образовательном пространстве дошкольного учреждения – это человек, который должен сопровождать профессиональный путь не только молодых специалистов, недавних выпускников, но и тех, кто находится в профессии значительное время. Это такой эксперт, который сможет оказать помощь и опытным педагогам, которым не всегда удаётся быстро сориентироваться в изменениях и инновациях, происходящих в профессиональной деятельности.

В соответствии с планом по развитию наставничества используются различные формы. Я как учитель-логопед выступаю наставником у широкого круга специалистов. С одной стороны – это студенты ВУЗов, которые приходят на практику в нашу образовательную организацию. С другой –выпускники факультета психологии и специального образования, которые делают свои первые шаги в профессии в детских садах. С 2014 года являлась руководителем кустового методического объединения учителей-логопедов нашего города и района.

В настоящее время перед учителем-логопедом стоит достаточно серьёзный круг задач. Конечно, молодым коллегам в них разобраться достаточно сложно. Для того, чтобы они не испугались сложной структуры дефекта, большого документооборота, который требует и работа учителя-логопеда, и участие в ППк и ПМПК, важно, чтобы рядом находился педагог-наставник.

В моей работе также есть практика организации наставничества на период участия педагогов в разных конкурсах профессионального мастерства, и я считаю, что это очень эффективная и значимая деятельность. Разработанный алгоритм действий позволяет последовательно и эффективно организовать процесс подготовки к конкурсу и приводит к общему успеху. С 2014 года  являлась разработчиком, организатором и ведущим городских конкурсов профессионального мастерства для учителей-логопедов.

Ну и, конечно, особое место в развитии наставничества отдаётся сопровождению «зрелых» педагогов, кому необходима помощь и поддержка вопросах эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Как руководитель КМО я сопровождала педагогов-стажистов в вопросах внедрения дистанционных форм работы и освоения компьютерных программ. В частности, в период организации образовательного процесса в удалённом формате помогала коллегам внедрять практики дистанционного логопедического обследования. А воспитателям групп компенсирующей направленности оказывала помощь по организации взаимодействия с воспитанниками и их родителями в дистанционном формате, поскольку они не в полной мере владели такими технологиями.

Наставничество реализую через такие формы работы как:

  • посещение занятий;
  • экспертиза документов специалиста, методических продуктов, конспектов занятий;
  • методический аудит (анализ рабочей программы);
  • супервизия сложных случаев;
  • подготовка профессиональных кейсов на примере конкретного ребёнка;
  • проведение мастер-классов по презентации эффективных форм, методов и технологий в работе;
  • презентация авторских продуктов, которые молодой специалист или будущий коллега может использовать в своей профессиональной деятельности;
  • консультирование;
  • подготовка молодого специалиста к обобщению и представлению собственного опыта на территориальных и региональных мероприятиях;

В составе творческой группы педагогов города Альметьевск разработала Методический Сборник  по ведению рабочих документов учителя-логопеда ДОУ в соответствии с ФАОП ДО с ТНР.

Пособие имеет удобное содержание, которое позволит легко и быстро найти необходимую информацию. Данное практико-ориентированное пособие полезно для заведующих, старших воспитателей, учителей-логопедов и других педагогов, работающих с детьми с ТНР, а также для студентов, получающих образование по направлению «Специальное дефектологическое образование».

Предлагаемые материалы позволят оптимизировать работу учителя-логопеда с учетом новых положений в образовании. Пособие рецензировано Стеняшиной Н.Л., кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин АФ УВО «Университет управления «ТИСБИ».

Таким образом, грамотно выстроенная и правильно функционирующая система наставничества позволяет сформировать положительный опыт работы педагога в образовательной организации, стимулирует профессиональное развитие специалиста и способствует решению профессиональных проблем.

Свидетельство о публикации № 102741

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях