Без мотивации невозможна никакая деятельность. Мотивация представляет собой комплекс психологически разнородных факторов, которые определяют поведение человека. Согласно современным психологическим представлениям, она понимается как комплекс стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. Мотивами же принято считать те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают её к определенной деятельности, направленной на их удовлетворение.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Как и любой другой вид, она имеет системный характер. Общую структуру учебной мотивации образуют потребность, смысл учения, цель, интерес, желания и намерения, задача и мотив обучения.
При этом среди мотивов обучения выделяют:
- познавательный;
- социальный;
- мотив достижения цели;
- мотив творческого развития;
- социальный мотив, порождающий начало ответственности, которая есть только в обществе;
- мотив преодоления неудач.
Наиболее продуктивны внутренние мотивы, основанные на чём-то важном для обучающегося. К внутренним мотивам относятся такие, которые побуждают человека к учению как к важному инструменту достижения своих целей. К внешним мотивам относятся побудители такого типа, как:
- наказание или награда;
- угроза и требование;
- давление группы;
- ожидание будущих благ;
- оценка преподавателя;
- стремление избежать неприятностей и тому подобное.
Как понять, что студент замотивирован? По мнению исследователей, общие показатели наличия познавательной мотивации обучающихся следующие:
- Сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме.
- Обучающийся по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний, стремится узнать больше, участвовать в дискуссии.
- Положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности, эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).
При этом полноценное формирование учебной мотивации обеспечивают и специфические установки, такие как:
- интерес к информации;
- интерес к способу действия;
- интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нём;
- потребность в самовыражении и самопрезентации;
- потребность в самопознании и самовоспитании;
- актуализация творческой позиции;
- осознание значимости происходящего для себя и других;
- потребность в социальном признании;
- получение материальных выгод и преимуществ.
В целом, исследования учебной и профессиональной мотивации свидетельствуют, что она сложна, многоаспектна, разнородна, имеет разноуровневую специфику и зависит от доминирующих мотивов ученика.
Теперь рассмотрим некоторые методы повышения мотивации у студентов. Для удобства восприятия они объединены в группы.
1. Доказать важность предмета
Студент – это не школьник, которому можно сказать «так надо», студенту необходимо понимать, каким образом знания ему пригодятся в будущем.
Он приходит в профессиональное учебное заведение не только за знаниями, но и за тем (в большей степени), чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в их будущей деятельности.
2. Связка студент-преподаватель
Учебная деятельность по своей природе предоставляет возможность человеку удовлетворить изначально ему присущие потребности в познании и саморазвитии. Если между студентом и преподавателем нет никакого контакта, то и ни о какой мотивации говорить не приходится.
Студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса, обсудить волнующие вопросы, даже если они отдаленно связаны с темой занятия. В свою очередь, преподаватель должен использовать эффективную форму мотивации – укреплять уверенность в собственных силах студента. В процессе обучения студенты охотнее сотрудничают с тем преподавателем, который больше им доверяет.
3. Уважение к студентам
Каждый человек стремится быть ценным, значимым, проявляя усилия и демонстрируя, что он что-то знает, умеет, может. Потребность личности в уважении может удовлетворяться множеством разнообразных способов. Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения.
Дейл Карнеги советует: «…не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже не существующие), авансируйте положительные сдвиги. Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть. Дайте другому то, что вы хотите получить от него».
4. Заинтересовать обучающихся
Дейл Карнеги утверждает: «… на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать – заставить человека захотеть это сделать». Все студенты будут с удовольствием посещать занятия, если заинтересовать их своим предметом. Можно создать им такие ситуации на занятиях, в которых они могли бы отстаивать свое мнение, принимать участие в обсуждениях, находить несколько вариантов возможного решения поставленных задач, решать их путем комплексного применения известных им способов решения и так далее.
5. Мотивация личным примером
Интерес студента к изучаемому предмету обусловлен не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами педагога. Многочисленные исследования в этой области доказывают, что характер и индивидуальные особенности преподавателя принимаются во внимание при формировании обучающимся мнения о предмете в целом. Преподаватель, который доброжелательно относится к окружающим, не опаздывает, серьезно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет контрольные, самостоятельные и практические работы студентов, ценится ими.
6. Сдерживание своих обещаний
Нельзя обманывать студентов. Если обещали показать фильм или презентацию, провести интересный тест или сводить на экскурсию, то необходимо реализовать намеченные цели.
7. Формирование положительного отношения к профессии
Учебная деятельность для студента становится средством реализации жизненных планов. Ведущая деятельность этого периода – профессиональное самоопределение. Есть студенты, которые до конца не определились с выбором профессии, поэтому необходимо подбадривать и одобрять их выбор, акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях и специфических вопросах.
8. Доброжелательный, спокойный тон, создание положительного микроклимата в группе
Задача преподавателя не просто организовать учебный процесс, но и регулировать, упорядочивать возникающие коммуникации в этом сложном процессе. Положительный, приветливый настрой, ровный доброжелательный тон – залог эффективного труда. Интонации должно быть достаточно, чтобы выделить важное, сделать акцент, заставить задуматься. Крик и прилюдное порицание только снизят авторитет, делая преподавателя несдержанным и беспомощным в глазах аудитории.
9. Отмечать успехи студентов, хвалить публично, демонстрировать достижения (например, за хорошее или отличное выполнение работы)
Современная психология отмечает, что преподаватели мало хвалят студентов. Похвала, особенно публичная, с описанием достоинств и отличительных особенностей выполненной работы прибавляет студенту уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию и желание снова достигать аналогичного результата, со временем его повышая.
10. Заинтересованность личным опытом студентов в профессиональной деятельности и их мнением по каким-либо вопросам
Интерес преподавателя к студентам может быть взаимным. Совместное обсуждение различных вопросов, решение возникших проблем, организация дискуссий, рассмотрение различных ситуационных задач – всё это важные методы не только организации учебного процесса, но и налаживания качественного взаимодействия между преподавателем и студентом.
Как можно заметить, учебная мотивация студентов напрямую зависит от профессионализма и компетенций преподавателя, его умения подавать материал и поддерживать диалог с обучающимися. Однако она зависит также и от того, какой бэкграунд студент имел в школе: научили ли его ответственному отношению к образованию, привили ли любовь к знаниям. Мотивированный студент вырастает из мотивированного школьника. Вот почему так важна роль учебной мотивации в школе.
Курсы, семинары и вебинары «Центра развития компетенций Аттестатика» уделяют неослабное внимание такому аспекту, как мотивация обучающихся. Наши эксперты всегда затрагивают тему возобновления, поддержания и повышения интереса учеников к образовательному процессу. Кроме этого, мы рады предложить вам участие в тематической олимпиаде «Мотивация школьников к учебной деятельности», прохождение которой позволит получить соответствующий диплом.
Источники:
- Грекова, В. А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы / В. А. Грекова // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2008. – № 6/3. – С. 45-51.
- Ляшенко, М. В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы / М. В. Ляшенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2019. – Т. 11. – № 1. – С. 53-73.
- Новикова, Т. Н. Повышение уровня учебной мотивации студентов / Т. Н. Новикова // Наука и образование сегодня. – 2018. – С. 87-93.