Сегодня поговорим о популярной образовательной методике, которая называется TWA (Think Before Reading, Think While Reading, Think After Reading). Это аббревиатура переводится как «Думай перед чтением, думай во время чтения, думай после чтения». Данный подход разработан для того, чтобы дети не просто читали текст, а глубоко понимали его содержание, развивали навыки саморегуляции и становились активными пользователями текста.
История происхождения
Большинство техник саморегулируемого обучения (SRL) возникли как попытка помочь детям с особыми образовательными потребностями. Методика TWA не стала исключением. Изначально её использовали для ребят, испытывающих трудности с пониманием смысла прочитанного, а затем распространилась на широкую аудиторию.
Девять этапов TWA
Теперь перейдём к самому интересному — девяти этапам, которые ребёнок проходит в процессе работы с текстом.
Этап 1. Зачем автор написал этот текст?
Дети пытаются понять, какие задачи преследовал автор, создавая произведение. Обсуждают, какие смыслы заложены в тексте.
Этап 2. Что я знаю о тексте?
Детям предлагается подумать, что они уже знают о сюжете, жанре, авторе или теме текста. Это помогает настроить мозг на нужный лад и активировать предыдущий опыт.
Этап 3. Что я хочу узнать?
Ставится цель чтения. Ребёнок формулирует интересующие его вопросы, пытаясь выяснить неизвестные моменты.
Этап 4. С какой скоростью я читаю?
Рассматривается темп чтения, чтобы убедиться, что текст усваивается комфортно и неторопливо.
Этап 5. Всё ли я понимаю?
На этом этапе ребёнку важно оценить, удаётся ли уловить главную мысль текста. Если возникают сложности, предлагаются подсказки для понимания.
Этап 6. Нужен ли повторный возврат к тексту?
Иногда важно пересмотреть фрагмент заново, чтобы разобраться в непонятных местах.
Этап 7. Какова основная мысль каждого абзаца?
Чтение текста абзацами, выделение центральной идеи каждого из них.
Этап 8. Смогу ли я коротко изложить каждый абзац?
Потренировать краткое выражение мысли, извлечённой из абзаца.
Этап 9. Что я узнал из текста?
После завершения чтения ребёнок подводит итог: вспоминает ключевые моменты, делится впечатлениями и выводами.
Связь с саморегуляцией (SRL)
Саморегуляция (Self-regulated learning) включает три составляющие: планирование, мониторинг и оценка. Используя технику TWA, дети приобретают полезные навыки саморегуляции:
- Планирование: перед началом урока дети подписывают своеобразный договор, в котором обязуются следовать девяти этапам.
- Мониторинг: дети получают чек-лист, который помогают контролировать выполнение каждого этапа. По желанию они могут вносить туда свои поправки.
- Оценка: после чтения ребята отмечают, сколько этапов из чек-листа они смогли пройти, а также получают обратную связь от учителя или родителя о том, как улучшается их понимание текста.
Практические советы для родителей и педагогов
- Применяйте чек-лист техники TWA при работе с ребёнком.
- Поощряйте детей выделять маркером основные мысли (жёлтым), важные детали (синим) и второстепенные детали (розовым).
- Поощряйте собственный анализ текста и выводы.
Итак, надеемся, что теперь вы понимаете, как мощная техника TWA помогает детям развить навыки осознанного чтения и улучшает их читательскую грамотность.

