Использование кейс-метода в работе с дошкольниками, имеющими стертую форму дизартрии (мастер-класс)

image_pdfСкачать в PDFimage_printРаспечатать

Цель: актуализация знаний педагогов о применении кейс-технологии в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

  1. Расширить знания о кейс-технологии и её применении в коррекционно-образовательном процессе.
  2. Формировать навыки практической работы над кейсом.

Участники: педагоги.

Дидактический материал: карточки, презентация по теме.

План проведения:

  1. Введение – 2 мин.: вступительное слово.
  2. Основная часть – 5 мин.: теоретические основы кейс-технологии; закрепление материала с помощью презентации.
  3. Практическая часть – 6 мин.: работа с кейсом; закрепление.
  4. Подведение итогов работы – 2 мин.

Ход мастер-класса

Приветствие. Вводное слово

Добрый день, уважаемые коллеги! Работая с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР, имеющих дизартрические расстройства , я заинтересовалась таким методом, как кейс, решила более досконально изучить его и применить в своей работе.

Обоснование основных идей кейс-метода, актуальных при использовании его в работе с детьми

В рамках мастер-класса я хотела бы поделиться своим опытом использования кейс-технологии и научить вас работать с кейсом. А сначала давайте разберемся, что представляет собой кейс-технология в образовании.

Кейс-технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале XХ века. В России кейс-метод называют метод анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.

Просмотр презентации.

Задача:

Ребенок 6 лет. Нарушение звукопроизношения. Тонус языка повышен. Пальцевой праксис нарушен.  Дыхание  прерывистое, неплавное, выдох короткий.   Слоговая структура нарушена. Лексико-грамматический строй речи незначительно нарушен, речевое развитие соответствует ОНР 4 уровня.  Неусидчивый, быстро теряет интерес к выполнению заданий. Любит играть. Игра сюжетно-ролевая Задачи на логику выполнять не любит. Упражнения на 4 лишний, классификации выполняет. Мышление наглядно-образное. Ранее ребенок с логопедом не занимался.

Решение:

На диагностике, внимательно изучаем качество нарушение звукопроизношения. Какие ребенок произносит звуки неправильно и почему? Определяем причины нарушения звукопроизношения:

  • Моторного характера (ребенок не может удерживать артикуляционную позу, проблемы с переключением одной артикуляционной позы на другую).
  • Фонематического нарушения (ребенок определяет звук в вашей речи и не контролирует в своей или не «слышит» звук).

Как ребенок нарушает произношение звуков в речи: замена звуков, искажения.

Слоговая структура нарушена, наблюдаются  сокращение или пропуск слогов, перестановка слогов, перестановка звуков соседних слогов.

Коррекционная работа:

  1. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. С этой целью лого­пед проводит артикуляционную гимнастику и самомассаж.
  2. Нормализация моторики артикуляционного ап­парата. С этой целью логопед проводит дифференци­рованные приемы артикуляционной гимнастики с использованием артикуляционно-визуальных рядов.
  3. Нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха.
  4. Нормализация просодики( ритма, темпа, паузации).
  5. Нормализация мелкой моторики рук. С этой целью проводится логопедом пальчиковая гимнастика, направленная на выработку тонких дифференциро­ванных движений в пальцах обеих рук, кинезиологические упражнения и задание на развитие межполушарного взаимодействия.

Кейс № 1. Артикуляционно-визуальные ряды

Артикуляционные ряды способствуют:

  • развитию чувства ритма;
  • развитию фонематического слуха;
  • развитию артикуляционной моторики;
  • автоматизации и дифференциации нарушенных звуков;
  • коррекции слоговой структуры слова.

Дидактические пособия: «Парковка» состоит из прямой деревянной линейки-прямоугольника , разделенной на 10-12 секторов.

Конструкция «Ритмического круга» представляет собой деревянный круг, разделенный деревянным трафаретом  на 12 сегментов. Диаметр круга 30 см.

Коробочка с 9 позами (артикуляцией), каждых по 6 шт: парус, часы, бегемот, горка, забор, лягушка, лопата, иголка.

Рекомендуемые игры и упражнения:

  1. Для автоматизации звуков: Р-забор, горка, парус; Л- лопата, игла, слон; С-часы, слон. Положи в грузовик, что назову(кладет и называет и выполняет артикуляцию).
  2. На переключение для диспраксиков и дизартриков (или на парковке, или на круге, или на карточках-тенях). Слон-забор (выкладывает сначала педагог, потом ребенок).
  3. Широкая функциональность пособия -отработка слоговой структуры: бегемот, лягушка и др.
  4. Проработка моторных программ, включаем пальцевой праксис. При прохождении рядов одновременно добавляем движение пальцев рук (парус – 1 палец показываем, бегемот – 2). Парус- ладонь, бегемот-кулак. Палочкой стучим 1 раз на бегемота, 2 раза – на парус.
  5. Карточки-тени (добавляем зрительное восприятие). Ребенок узнает по контуру фигуру, кладет на место и выполняет артикуляционную позу (голубые карточки – 2 переключения, красные – 3). Можно показать ребенку позу , он угадывает выкладывает и тоже выполняет. Потом продолжает ряд.
  6. Совмещаем переключения и работу над дыханием: выполнить на парковке позу (например, забор), дунуть («переключить» артикуляцию и выработать направленную воздушную струю, и сделать следующее упражнение (например, слон). https://cloud.mail.ru/public/fTwL/PBdueQzKT
Карточки-тени

Кейс № 2.  Использование Поп-ит

Рассмотрим нетрадиционное использование Поп-ит в развитии речевого дыхания у детей.

Подуть на шарик, чтобы он перескочил на следующую ячейку.

 

Трубочкой поддеть (вдох) серебристый кружок и опустить в лунку (выдох).

 

Надувание мыльных пузырей

Также Поп-ит можно использовать для закрепления пространственной ориентировки (право-лево, верх-низ).

Смотрите видео

Кейс № 3.  «Колючие ладошки» ( коврик-тренажер с элементами сенсорной интеграции и применением кинезиологии)

Руки ребёнка лежат на тренажере. У каждого пальчика рук тренажера лежат символы гласных звуков (парно на обоих руках одинаково). Эти символы можно посадить на липучку, чтобы время от времени менять их местами так же парно на обоих руках.

  1. Для изучения символов гласных звуков: А, О, У, Ы, И, Э. Взрослый называет звук, ребёнок находит соответствующий символ и нажимает этими пальчиками под символом на коврик, одновременно произнося этот звук. Смотрите видео
  2. Для обучения определению первого звука (только гласного: А, О, У, Ы, И, Э в слове:

а) Взрослый произносит слово выделяя первый звук. Ребёнок определяет первый звук, называет его с одновременным нажатием соответствующих пальчиков обеих рук на коврике. Смотрите видео

б) Взрослый показывает картинку. Ребёнок произносит слово выделяя первый звук, определяет его и называет с одновременным нажатием соответствующих пальчиков обеих рук на коврике.

3. Для автоматизации согласного звука в слоге, например, ла – ло – лу- лы – лэ – ли / ра – ро – ру – ры – рэ – ри. Смотрите видео

Кейс № 4. Использование  тренажера-игрушки

Тренажер предназначен

  • стимулировать речевую активность детей;
  • развивать оптико-пространственное восприятие;
  • обогащать воображение;

Тренажер-игрушка представляет собой перчатку с пятью сквозными пальчиковыми элементами и тыльной частью. При этом сама перчатка выполнена в художественном варианте (например, в виде животного).

Ребенок просовывает пальцы руки в отверстия сквозных элементов Тренажера-игрушки «животного» (лапки, голова). Ладонная сторона руки остается открытой, а тыльная является корпусом игрушки в виде черепашки, собачки, лисички и т.д

За счет активности работы пальцев «животное» двигается вперед, назад, вправо, влево, соединяет «лапки», и т. д.

Кейс № 5. Нейропсихологические упражнения

Нейропсихологические упражнения – это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Нейропсихологические упражнения – это практически волшебная палочка. Они помогают развить память, речь, внимание, снижают утомляемость и повышают способность к произвольному контролю.

В нашем комплексе мы активно используем следующие кейс-упражнения и пособия:

  • Нейропсихологическая игра “Ножки и ладошки”. Она поможет изучить цвета, познакомиться с понятиями “лево” и “право”, а ещё развить межполушарные связи. Игра развивает: работу полушарий мозга;  пространственное мышление; мелкую и крупную моторику; внимание; логику.
  • Пособие “Нейродорожки”. Данное пособие разработано для мозжечковой стимуляции. Рекомендую у кого наблюдаются нарушения внимания, гиперактивность, поведенческие расстройства, нарушения координации движений и моторная неловкость.
Нейропсихологическая игра “Ножки и ладошки”

Таким образом,  использование кейсов в коррекционном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает артикуляционную моторику и пальцевой праксис, речевое дыхание, ритм, так необходимый в работе над слоговой структурой слова. Главное предназначение кейс-метода — развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.

Свидетельство о публикации № 102467

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях