Формирование функциональной грамотности у школьников на уроках литературного чтения в начальной школе

image_pdfСкачать в PDFimage_printРаспечатать

Функциональная грамотность — это способность человека использовать чтение, письмо и счет в повседневной жизни для решения практических задач. В начальной школе закладываются основы этой грамотности, и уроки литературного чтения играют в этом процессе ключевую роль. Рассмотрим, как можно эффективно формировать функциональную грамотность у младших школьников через литературное чтение.

Основные аспекты функциональной грамотности

  1. Чтение с пониманием. Умение не только прочитать текст, но и понять его содержание, выделить главные идеи и сделать выводы.
  2. Критическое мышление. Способность анализировать информацию, задавать вопросы и оценивать достоверность источников.
  3. Коммуникативные навыки. Умение выражать свои мысли и идеи как в устной, так и в письменной форме.

Методы формирования функциональной грамотности

Работа с текстом

  • Вопросы по содержанию.

После чтения текста задавайте вопросы, которые помогут детям понять и проанализировать прочитанное. Например, “Почему герой поступил именно так?” или “Как ты думаешь, что будет дальше?”

  • Составление плана.

Учите детей выделять ключевые моменты текста и составлять план. Это помогает структурировать информацию и лучше её запоминать.

Интерактивные задания

  • Ролевые игры.

Инсценировка сцен из прочитанных произведений помогает детям лучше понять мотивы и характеры персонажей, развивает эмпатию и коммуникативные навыки.

  • Создание иллюстраций.

Предложите детям нарисовать иллюстрации к прочитанному тексту. Это развивает воображение и помогает глубже понять содержание.

Проектная деятельность

  • Мини-проекты. Попросите детей создать мини-проекты на основе прочитанных книг. Это могут быть презентации, постеры или небольшие исследовательские
    работы.
  • Обсуждение актуальных тем. Связывайте темы из книг с реальными жизненными ситуациями. Например, обсуждайте, как герои решают проблемы и как это можно применить в жизни.

Примеры использования

Чтение сказок. После чтения сказки, например, “Три поросенка”, можно обсудить,
какие качества помогли героям справиться с трудностями, и как эти качества могут пригодиться в жизни.

Анализ басен. Басни Ивана Крылова отлично подходят для развития критического
мышления. Обсуждение морали басни помогает детям понять, как поступки влияют на последствия.

Работа с рассказами. Используйте рассказы, такие как “Денискины рассказы” Виктора Драгунского, чтобы обсудить с детьми повседневные ситуации и их решения.

Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в
начальной школе — это важный шаг в подготовке детей к жизни в современном обществе. Используя разнообразные методы и подходы, учителя могут помочь детям развить навыки, которые будут полезны им на протяжении всей жизни. Литературное чтение становится не только источником знаний, но и инструментом для развития критического мышления, коммуникативных навыков и способности к анализу.

Обсуждение: 1 комментарий
  1. Надежда
    Ответить

    Статья интересная. Подтверждает тот факт, что информационные технологии во всех направлениях образовательного процесса повышают уровень преподавания дисциплин,в том числе и физической культуры. Преподаватель – профессиональная, современная, творческая личность!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях