Создание эффективной системы психолого-педагогического сопровождения при обучении младших школьников

image_pdfСкачать в PDFimage_printРаспечатать

Ишкова Анна Андреевна,
Лукина Марина Александровна
ФГБОУ ВО «Курский государственный университет

Аннотация. В статье рассматривается вопрос выявления одарённых обучающихся младшего школьного возраста и способах их поддержки в образовательном процессе. Автор представляет анализ психолого-педагогической литературы в данном направлении, отмечает важность роли учителя в выявлении и поддержке талантливых младших школьников. Рассматривает возможности практической организации образовательного процесса в работе с одарёнными обучающимися 1-4 классов.
Ключевые слова: учитель начальных классов, обучающийся младшего школьного возраста, начальное общее образование, детская одарённость, психолого-педагогическое сопровождение, организация образовательного процесса при работе с одарёнными детьми.

Основу стандарта ФГОС НОО составляет системно-деятельностный подход, предполагающий вариативность организационных форм обучения и учет индивидуально-личностных особенностей обучающихся, что способствует раскрытию и усилению творческого потенциала младших школьников, активизации познавательных интересов и обогащению форм взаимодействия с окружающими людьми.

Младший школьный возраст представляет собой этап активного интеллектуального роста, познавательного развития и творчества обучающихся начальных классов. Одарённость применительно к младшему школьному возрасту можно рассматривать как совокупность достижений обучающегося в определенном виде деятельности. Следует учитывать, что на развитие одарённости младшего школьника оказывают влияние генотипические условия; социальная среда и личностные качества.

Однозначного определения «детской одарённости» нет. На основе анализа психолого-педагогической литературы можно выделить следующие определения понятия «одарённость». Так, по мнению С. Л. Рубинштейна «одарённость» рассматривается как «сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности» [4, с. 583]. Взгляды Б. Г. Ананьева и М. А. Холодной на природу одарённости позволяют рассматривать одарённость в контексте совокупности внутренних условий для достижения выдающихся результатов в той или иной сфере деятельности [1, с. 97]. В. Д. Шадриков определяет одарённость как «комплексное свойство личности, как интегральное проявление способностей в целях деятельности» [5, с. 197]. Д. Б. Богоявленская, А. М. Матюшкин и Я. А. Пономарев отмечают, что одарённость – это творческие возможности человека [2, с. 127]. Несмотря на многообразие взглядов ученых, одарённостью в целом считают генетически обусловленное уникальное сочетание способностей и индивидуальных особенностей конкретной личности, в большей степени определяющих диапазон ее творческих и интеллектуальных возможностей.

Рассуждая об одарённости как феномене, следует упомянуть о способностях и задатках. Задатки – это врожденные физиологические особенности мозга, которые сами по себе не гарантируют развитие. На основе одинаковых задатков могут развиться разные способности. Способности – это возможности приобретения знаний и навыков, где следует учитывать соотношение успеваемости и усилий для её достижения. Качество способностей определяется успешным выполнением определенного действия. Некоторые из способностей обучающегося младшего школьного возраста к определенному времени исчезают, изменяются.

Главным условием, способствующим развитию одарённости у детей младшего школьного возраста, выступает создание эффективной системы психолого-педагогического сопровождения. Э. Ф. Зеер отмечает, что психологическое сопровождение предполагает осуществление активного взаимодействия взрослого с изменяющейся личностью ребёнка, ориентированного на оказание своевременного содействия, что позволит создать создания для детей условия, необходимые для их саморазвития в рамках учебно-воспитательного процесса [3, с.303]. Цель психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с этим, заключается в формировании социально-психологических условий, обеспечивающих гармоничное личностное развитие и успешность учебной деятельности одарённых детей, на основании учета их индивидуальных особенностей, потребностей и интересов.

Задачами психолого-педагогического сопровождения одарённых младших школьников выступают:

  1. Создание и внедрение эффективной системы раннего выявления одарённости посредством формирования научно обоснованных критериев и признаков, а также формирования диагностических методик, необходимых для выявления школьников, требующих особого сопровождения.
  2. Осуществление мероприятий, направленных на своевременное выявление потенциальных проблем одарённых детей и профилактику возникновения трудностей в процессе обучения и воспитания.
  3. Оказание поддержки одарённым обучающимся начальных классов в решении значимых для них задач развития, обучения, социализации и выбора профессионального пути.
  4. Реализация психологического просвещения педагогов и родителей с целью формирования у них понимания природы одарённости, специфических особенностей одарённых детей.
  5. Развитие необходимых психолого-педагогических компетенций у обучающихся, родителей и педагогов с целью создания и поддержания условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей.

В ресурсной схеме сопровождения одарённых обучающихся младшего школьного возраста обнаруживается триединство разнонаправленных векторов: культурно-предметный вектор, который включает в себя предметную подготовку, направленную на развитие компетенций; социальный вектор включает в себя развитие и совершенствование социального поведения; антропологический вектор – формирование ценностей, социализация детей.

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников включает определенные этапы:

  1. Диагностика уровня одарённости. Выявление познавательных и личностных особенностей одарённых детей: метод наблюдения за детьми в различных ситуациях, психодиагностические тренинги и психодиагностические исследования с использованием психометрических диагностик, включение обучающихся в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, организация различных мероприятий состязательного характера, метод портфолио.
    В результате диагностики родители и дети получают индивидуальный профиль способностей ребенка, который ложится в основу формирования индивидуальной траектории младшего школьника по развитию его одарённости. При разработке индивидуальной образовательной траектории следует использовать трехуровневую модель образовательных программ базового (программы для выявления способностей, проб, повышения мотивации к саморазвитию), продвинутого (программы, обеспечивающие развитие способностей и талантов) и профильного (программы подготовки к олимпиадам и конкурсам, направленные на достижение высоких результатов) уровней.
  2. Сопровождение и поддержка одарённых детей. Разработка индивидуальной образовательной траектории, интеграция различных субъектов образовательной деятельности, непрерывное социально-педагогическое сопровождение развития одарённых детей, информационное обеспечение процесса выявления, поддержки и развития одарённых детей.
  3. Мониторинг развития одарённости. Здесь очень важна оценка успехов обучающихся на каждом этапе индивидуального сопровождения, фиксация результатов в карте индивидуального развития.
  4. Создание мотивационной системы поддержки. В Курской области система мотивации представлена двумя вариантами. 1 – это сбор портфолио личных достижений, прохождение тестирования, вход в реестр одарённых детей, получение новых возможностей в развитии своих способностей. 2 – победа, призерство в мероприятиях, включенных в региональный реестр конкурсных мероприятий для детей и молодежи.

Рассуждая о проблеме одарённости, очень важно отметить, что не все одарённые дети академически успешны. Они могут иметь социально-коммуникативные и поведенческие проблемы, их одарённость может не проявляться в условиях несоответствия среды возможностям ребенка. В связи с этим особенно важно обращать внимание в период начального общего образования на обучающихся, чьи психологические характеристики позволяют достигать более высокой успешности в деятельности по сравнению с возрастной и социальной нормой. Таких обучающихся можно объединить в группы с актуальной одарённостью. Мы можем отметить у младших школьников и потенциальную одарённость, когда ученик имеет определённые психические предпосылки для высокой успешности, но не может реализовать их в данный период времени ввиду разных психологических и социальных причин. Наряду с обозначенными типами одарённости выделяют скрытую одарённость. Причины, делающие одарённость скрытой, связаны с наличием особых «психологических барьеров».

В процессе обучения учитель должен максимально прилагать усилия для того, чтобы заинтересовать учеников, развить их способности, помочь им найти «свою нишу». Рассмотрим некоторые стороны организации образовательного процесса в работе с одарёнными детьми:

  1. Реализация принципа индивидуализации в образовании позволяет проектировать урок с учетом интересов всех обучающихся начальных классов, осуществляя специальную разработку дифференцированных заданий для разных категорий обучающихся. Важно построить урок так, чтобы учителя понимали все обучающиеся, а группа «сильных» учеников всегда была занята делом.
  2. Организация кружковой работы позволяет развивать способности к предмету в дополнение к базовой части учебного плана занятий. В этом случае появляется возможность уйти от ориентации на среднего обучающегося и сосредоточить ее на поддержке развития одарённых.
  3. Грамотное построение системы ближних и дальних целей образовательной траектории одарённых обучающихся будет способствовать эффективности образовательного процесса. При этом учитель должен сам хорошо разбираться в актуальных трендах олимпиадного движения, тенденциях развития научного знания.
  4. Важно соблюдать непрерывность образовательного процесса для одарённых детей. Необходимо быть постоянно на связи с учениками. Рассчитывать на высокие результаты не стоит, если учитель не готов постоянно отвечать на вопросы предметного и организационного характера, не допускает общения за пределами аудитории.
  5. Найти подход к ребенку и правильно замотивировать его на обучение поможет учителю знание того, чем увлекается одарённый ребенок. Необходимо хвалить ребенка, отмечать его особые старания и результаты.
  6. Использовать в обучении интересные задания. При этом задания не должны быть проверкой умений обучающегося. Они должны пробуждать любопытство, отвечать его интересам и соответствовать способностям.
  7. Проявляя чуткость к ребенку, учитель всегда получит награду – доверие, эмоциональный взаимообмен, возможность наблюдать, как растет и крепнет талант его ученика.

Таким образом, качество поддержки и развития обучающихся младшего школьного возраста определяется взаимодействием совокупности факторов, среди которых – актуальный социокультурный контекст развития и обучения, генетическая предрасположенность детей, их индивидуальная активность и способность к самопознанию и саморазвитию. Понимание проблемы одарённости позволяет создавать наиболее эффективные стратегии психолого-педагогического сопровождения младших школьников, направленные на формирование условий, необходимых для раскрытия их потенциала, стимулирования активности и самопознания, а также подкрепления стремления к самосовершенствованию.

Список использованных источников

  1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. 284 с.
  2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.
  3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования М.: Издательский центр «Академия», 2013. 416 с.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. 712 с.
  5. Шадриков В.Д. Способности и одарённость человека Монография. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2019. 274 с.
Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях