Роль искусственного интеллекта в образовании: перспективы и риски

image_pdfСкачать в PDFimage_printРаспечатать

Искусственный интеллект (ИИ) стремительно проникает во все сферы жизни, включая образование. Современные технологии меняют традиционные подходы к обучению, предоставляя студентам и преподавателям новые возможности для повышения эффективности и персонализации учебного процесса. Однако, несмотря на многочисленные преимущества, внедрение ИИ в образование ставит перед нами и серьёзные вызовы. Попробуем разобраться, какие перспективы открываются с приходом искусственного интеллекта в школу и вуз, и какие риски связаны с этим новшеством.


Перспективы искусственного интеллекта в образовании

1. Персонализация обучения

Одной из ключевых возможностей ИИ является способность адаптировать образовательный процесс под индивидуальные потребности каждого ученика. Умные алгоритмы могут анализировать данные о прогрессе ученика, его предпочтениях и стиле обучения, подбирая подходящий темп, глубину и формат подачи материала. Например, чат-боты с поддержкой естественного языка помогают студентам лучше понять сложную тему, предлагать дополнительные задания или отвечать на вопросы в режиме реального времени.

Пример: Московский физико-технический институт (МФТИ) применяет систему «Virtual Assistant for Students», которая поддерживает диалог с учащимися, имитируя беседу с преподавателем. Студентам нравится индивидуальный подход, а преподаватели получают возможность сосредоточиться на задачах высокого уровня, оставив рутинные объяснения ботам.

2. Улучшение эффективности преподавания

ИИ позволяет преподавателям уделять больше времени творчеству и общению с учениками, освобождая их от административных задач. Например, автоматизация проверки заданий, сортировка писем и запросов студентов, анализ больших объемов данных, которые раньше приходилось обрабатывать вручную, теперь решается ИИ-сервисами. Это снижает нагрузку на преподавателей и увеличивает производительность.

Пример: Национальная библиотека Томского государственного университета использует ИИ-систему для автоматической проверки курсовых и дипломных работ на плагиат и точность цитирования, что значительно ускоряет обработку сотен тысяч текстов.

3. Диагностика и профилактика отставания

Системы ИИ могут мгновенно распознавать, когда студент испытывает трудности в понимании материала, и вовремя сигнализировать об этом преподавателю. Благодаря мгновенному реагированию можно предотвратить появление пробелов в знаниях и снизить вероятность академической неуспешности.

Пример: Тюменский государственный университет разработал интеллектуальную систему «Smart Teacher», которая следит за успеваемостью студентов и рекомендует действия по улучшению их результатов, предотвращая провалы в успеваемости.

4. Виртуальные ассистенты и наставники

Ещё одна перспектива — это виртуальные ассистенты, способные поддерживать диалог и помогать студентам в освоении материала. Ассистенты могут объяснять сложные темы, предоставлять дополнительные материалы и мотивировать учеников к самостоятельной работе.

Пример: Уральский федеральный университет использует виртуального помощника, который помогает студентам решать математические задачи и объясняет сложные концепции, адаптируя объяснения под запросы и уровень подготовки ученика.

5. Удалённое и гибридное обучение

В условиях пандемии COVID-19 роль удалённого обучения резко возросла. ИИ помогает создавать эффективные курсы и платформы для онлайн-обучения, а также контролирует качество и интенсивность учебного процесса. Машинное обучение помогает выстроить качественное дистанционное образование, которое доступно каждому.

Пример: Российская платформа «Универсариум» использует ИИ для подбора курсов, автоматической оценки знаний и оптимизации учебного процесса.


Риски и вызовы искусственного интеллекта в образовании

Несмотря на впечатляющий потенциал, внедрение ИИ в образование приносит и серьёзные вызовы.

1. Проблема приватности и безопасности данных

Данные, которые собираются и обрабатываются ИИ-системами, касаются частной жизни и достижений учеников. Недостаточно защищённая инфраструктура может привести к злоупотреблению данными и возникновению рисков, связанных с конфиденциальностью.

Пример: В ряде российских вузов возникли вопросы конфиденциальности после внедрения системы трекинга присутствия студентов на занятиях с помощью видеокамер и машинного обучения. Многие студенты выразили опасения по поводу несанкционированного использования данных.

2. Этические вопросы

Автоматизация решений может приводить к непредвиденным последствиям. Например, неправильное считывание поведения ученика или некорректная оценка его навыков может поставить крест на карьере студента или повлиять на репутацию преподавателя.

Пример: Известны случаи, когда системы автоматической оценки работ давали сбой, снижая баллы студентам, которые писали эссе нестандартным стилем или использовали редкие источники.

3. Угрозы неравенства и социальной поляризации

Некоторые школьники и студенты могут не иметь доступа к устройствам и интернету, необходимым для работы с ИИ-решениями. Это создаёт угрозу социального разрыва, где обеспеченные учащиеся получают преимущества, а менее обеспеченные оказываются на периферии.

Пример: Многие сельские школы России сталкиваются с нехваткой оборудования и интернета, что приводит к заметному разрыву в качестве образования между большими городами и малыми поселениями.

4. Потеря навыков у преподавателей

Преподаватели могут потерять навыки классического преподавания, полагаясь на автоматизированные решения. Появляется опасность, что реальная роль учителя будет свёрнута до уровня оператора ИИ-систем, что негативно скажется на качестве образования.

Пример: Ведущие российские вузы отмечают снижение спроса на услуги преподавателей высшей квалификации, так как значительное количество занятий переходит в онлайн-формат с минимальным участием человека.

5. Зависимость от технологий

Переход на системы ИИ может привести к потере навыков критического мышления и анализа информации. Например, дети, привыкнув доверять машинам в принятии решений, могут утрачивать способность самостоятельно решать задачи.

Пример: В Московской области зафиксированы случаи, когда школьники прекратили выполнять домашние задания самостоятельно, полностью передав эту задачу ИИ-помощникам, которые делали задания за них.


Выводы

Искусственный интеллект принесёт в образование массу новых возможностей и решений, но одновременно потребует значительных усилий для минимизации рисков. Политики, педагоги и технологические компании должны сотрудничать, чтобы гарантировать, что внедрение ИИ принесет максимальную пользу и создаст здоровую и безопасную образовательную среду.

Важно помнить, что ИИ — это инструмент, который не должен вытеснять человеческий фактор, а должен усиливать его. Баланс между технологиями и педагогикой, между защитой данных и инновациями, станет ключом к успешному применению ИИ в образовании.

Будущее принадлежит тем, кто сумеет разумно распорядиться возможностями, которые даёт искусственный интеллект, и защитить свои слабые места от риска его неправильного использования.

Научитесь использовать искусственный интеллект на курсе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в образовании»!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях

Сайт использует файлы cookie. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете своё согласие с политикой использования файлов cookie и сервиса Яндекс.Метрика.