Развитие искусственного интеллекта (ИИ) вносит значительные изменения в различные сферы жизни, включая образование. Как и любое новое явление, ИИ вызывает множество вопросов и сомнений, особенно в образовательной среде. На II Межрегиональной конференции «Педагоги будущего: бесшовное образование в ракурсе конкурсного движения» директор по региональному развитию Яндекс Учебника Вадим Жуков поделился своими мыслями о современных трендах в отечественном образовании и роли ИИ в этом процессе.
Использование ИИ в образовании
В настоящее время искусственный интеллект активно используется как учителями, так и учениками. По данным Яндекс Учебника, половина детей уже применяют ИИ в своей учебной деятельности. Это вызывает вопросы о том, насколько это полезно и безопасно. Однако, как отметил Вадим Жуков, это уже данность, и важно рассматривать как преимущества, так и риски.
Преимущества использования ИИ
- Упрощение рутинной работы учителя: ИИ может взять на себя выполнение повторяющихся задач, таких как проверка домашних заданий и генерация учебных материалов.
- Адаптивность образовательного контента: ИИ позволяет создавать персонализированные учебные программы, которые адаптируются к индивидуальным потребностям каждого ученика.
- Помощь ученикам: ИИ может предоставлять ученикам поддержку в виде подсказок и объяснений, помогая им лучше усваивать материал.
Примеры использования ИИ в Яндекс Учебнике
Яндекс Учебник внедрил ИИ в свою платформу для подготовки к ЕГЭ по информатике. Платформа не только объясняет термины, но и помогает ученикам находить ошибки в своих решениях, задавая наводящие вопросы. Сервис «Подскажи решение» помогает ученикам разбирать задачи. В результате эксперимента по его использованию:
- На 15 % увеличилось число учеников, которые пытаются дать какой-то ответ.
- На 19 % больше учеников решили задачу с подсказками.
- На 8 % выросло число детей, которые впервые без подсказки пришли к правильному решению.
ИИ также позволяет реализовать модель обучения под названием «Сократический диалог», где серия вопросов помогает ученику прийти к правильному решению. В практике Яндекс Учебника был случай, когда ученик три часа общался с ИИ, чтобы решить задание с помощью наводящих вопросов.
Риски использования ИИ
Несмотря на множество преимуществ, использование ИИ в образовании связано с определенными рисками:
- Академическое мошенничество: Ученики могут использовать ИИ для выполнения заданий вместо самостоятельного решения.
- Снижение критического мышления: Зависимость от ИИ может привести к снижению способности учеников самостоятельно анализировать информацию.
- Безопасность данных: Использование ИИ требует защиты персональных данных учеников.
Возможности для учителей
Вадим Жуков подчеркнул, что сегодня ИИ в России предлагает широкие возможности для учителей. 60 % запросов педагогов касаются создания и проработки контента. ИИ помогает:
- Придумывать вопросы для контрольных.
- Объяснять сложные термины и процессы простым языком.
- Заинтересовывать учеников темой визуализации данных.
- Подготавливать занятия для ребят с ОВЗ.
Стратегии работы с ИИ
В современных условиях запрет на использование нейросетей не всегда эффективен. Вадим Жуков предложил следующие стратегии:
- Мотивация к саморазвитию: Важно мотивировать детей к саморазвитию, а не к получению оценок.
- Творческое использование ИИ: Обучать детей использовать ИИ творчески, например, для создания задач для выполнения классом.
- Командные задания: Уделять внимание командным заданиям, где ученики могут работать вместе, используя ИИ как инструмент.
Искусственный интеллект открывает новые возможности для образования, но требует внимательного подхода. Важно использовать ИИ как инструмент, который помогает ученикам и учителям, а не заменяет их. Вадим Жуков подчеркнул, что в условиях быстрого развития технологий важно не бояться перемен, а учиться использовать их на благо образования.