Формирование метапредметных и предметных результатов на уроках русского языка с помощью настольных игр

image_pdfСкачать в PDFimage_printРаспечатать

Настольные игры становятся все более популярными в образовательном процессе, так как с их помощью можно делать уроки увлекательными и интерактивными. Использование игр на уроках русского языка позволяет не только развивать языковые навыки, но и формировать метапредметные компетенции. Рассмотрено влияние настольных игр на формирование предметных и метапредметных результатов на уроках русского языка.

Ключевые слова:  предметные результаты, метапредметные результаты, настольные игры на уроках русского языка.

Еще в древности люди использовали игру как метод обучения. Советский педагог К. Д. Ушинский считал игру «искрой, зажигающей огонёк пытливости и любознательности».  На сегодняшний день настольные игры становятся все более популярными в образовательном процессе, так как с их помощью можно делать уроки увлекательными и интерактивными. Использование игр на уроках русского языка позволяет не только развивать языковые навыки, но и формировать метапредметные компетенции.

Предметные результаты включают в себя овладение знаниями, умениями и навыками по русскому языку. Настольные игры могут помочь в следующих аспектах:

  • Лексика и грамматика: настольные игры такие, как: “Глаголь”, «Ерундопель», позволяют ученикам практиковать употребление лексических единиц и грамматических правил. Учащиеся пополняют свой словарный запас, узнавая необщеупотребительные или устаревшие слова и их значения. Также можно просить учащихся составлять предложения с этими словами для запоминания определенных синтаксических структур, развития навыков грамотного письма и устной речи. Особенно полезны учащимся 6 класса при изучении тем «Устаревшие слова».
  • Орфография и пунктуация: игра «Орфограф», включающая задания определения правильного написания слов, помогает закреплять правила правописания.
  • Орфоэпия: игра «Ударник» полезна учащимся при подготовке к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Учащиеся запоминают постановку ударения в словах, встречающихся на экзамене. Расположение карточек в алфавитном порядке позволяет учащимся создать свой орфоэпический словарик.
  • Речевые навыки, навыки построения предложения: игра «Пословицы и поговорки» помогает не только определить верное значение пословиц, но и помогает развивать речевые навыки учащихся. Они могут придумывать предложения с использованием пословиц, описывать ситуации, в которых уместно будет использовать данные пословицы.

Метапредметные результаты связаны с более широкими навыками такими, как: сотрудничество, критическое мышление, коммуникация и самоорганизация. Настольные игры могут быть полезны в следующем:

  • Командная работа: многие настольные игры предполагают работу в группах или парах, что способствует развитию навыков сотрудничества и взаимодействия. Учащиеся учатся слушать друг друга, обсуждать стратегии и достигать совместной цели.
  • Критическое мышление: настольные игры часто требуют от игроков принятия решений, оценки рисков и разработки стратегий. Это развивает аналитические способности и критическое мышление у школьников.
  • Коммуникация: в процессе игры учащиеся практикуют устную речь, учатся формулировать мысли, задавать вопросы и вести диалоги, что улучшает их коммуникативные навыки.
  • Самоорганизация и ответственность: настольные игры требуют от школьников соблюдения правил, ответственного поведения и умения управлять своим временем, что формирует навыки самоорганизации.

Е.Д. Нелунова считает, что «навыки, которые дает настольная ролевая игра, позволяют развить коммуникативные характеристики личности. Создавая особую игровую среду, настольные ролевые игры могут развивать социальные навыки и творческие возможности, что является следствием непосредственного живого общения и коллективной креативности. Настольные ролевые игры могут стать инструментом для воспитания человека, прививая ему определенный стиль мышления и решения проблем» [2, с. 28].

Примеры использования настольных игр на уроках:

  • “Глаголь”, «Ерундопель»: учащиеся работают в группах, получают карточку с устаревшим или необщеупотребительным словом, пытаются определить верное значение слова, составить с ним предложение, оформляют словарную статью. Игра развивает умение анализировать, рассуждать, общаться, представлять результаты работы.
  • “Орфограф”: учащиеся получают карточки, выходят к доске и записывают слово. Один ученик – ведущий проверяет написание слов, если все верно – получает положительную отметку, как на одном из этапов урока, так и полноценную отметку в журнал. Такая игра развивает орфографическую зоркость учащихся, способствует лучшему запоминанию написания слов.
  • «Пословицы и поговорки»: учащиеся работают в группах, получают карточку с пословицей, пытаются определить верное значение пословицы, придумывают сценку, объясняя значение пословицы буквально, или сценку, в ходе которой раскрывают значение пословицы и демонстрируют пример ее употребления. Такая игра не только поможет учащимся развить речевые навыки, подготовиться к выполнению задания из ВПР, но и поможет развить творческие способности и навыки коммуникации.

Использование настольных игр на уроках русского языка позволяет эффективно формировать как предметные, так и метапредметные результаты. Так, Своротова Ю. В. отмечает, что «настольные игры не только являются интересной формой проведения учебных занятий, но и преследуют определенные учебные цели, такие как получение знаний, их закрепление, развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков и формирование личностных качеств» [2, с. 6]. Игры делают обучение более увлекательным и оперативным, способствуя развитию всесторонних навыков учащихся. Важно не только использовать игры, но и правильно их интегрировать в учебный процесс, чтобы они приносили максимальную пользу. Настольные игры — это уникальный инструмент, который, при правильном использовании, может значительно обогатить образовательный процесс.

Список литературы

  1. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры. Избранные психологические произведения в 2-х т. T.I. – М.: Педагогика, 1983.
  2. Нелунова Е.Д. Применение настольных ролевых игр в обучении второго иностранного языка / Е.Д. Нелунова, К.И. Ковлеков // Новая наука: От идеи к результату. – 2015. – №2. – С. 28.
  3. Своротова Ю. В. Использование настольных игр в образовательном процессе / Scientific Cooperation Center “Interactive plus” // Москва.

Свидетельство о публикации № 102827

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях