В статье пойдет речь о воспитании детей в возрасте 4-5 лет, без применения наказания. Про дошкольный период написано очень много пособий, рекомендаций в зависимости от возраста ребенка. Каждый автор старается внести свой вклад в воспитание детей. Задача данной статьи – помочь родителям в период воспитания ребенка отказаться от применения насилия, быть гуманным, сдержанными, постараться стать ребенку другом, защитником и проявить заботу, выразить свою любовь.
Воспитание детей в возрасте 4-5 лет — важный этап в развитии ребенка, когда формируются основные черты характера, привычки и отношение к окружающему миру. В этот период важно избегать наказаний, поскольку они могут негативно сказаться на психическом здоровье ребенка и привести к недоверию между родителями и детьми. Вместо этого рекомендуется использовать позитивное воспитание, основанное на любви, уважении, заботе, регулярном объяснении и поддержке. Вот несколько рекомендаций для родителей:
1. Установление четких правил.
Дети нуждаются в понимании границ дозволенного. Установите ясные правила поведения, которые ребенок сможет легко понять. Объясните причины этих правил и почему они важны. Например: «Мы не кричим друг на друга, потому что это может обидеть», «мы даем выговориться и не перебиваем», «мы обращаемся друг к другу по имени», «мы используем волшебные слова».
2. Поощрение хорошего поведения.
Постарайтесь не акцентировать внимание на плохих поступках ребенка, поощряйте хорошее поведение. Хвалите ребенка за добрые дела, терпение, старание, усидчивость при выполнении задания, и другие положительные качества. Это поможет сформировать уверенность в себе и желание поступать правильно.
3. Использование метода отвлечения.
Если ребенок ведет себя неподобающим образом, постарайтесь переключить его внимание на другое занятие. Например, предложите поиграть вместе или почитать книгу, вместе раскрасить рисунок или нарисовать любимого героя, посмотреть картинки в книгах или журналах. Отвлечение помогает избежать конфликтов и сохраняет спокойствие.
4. Обучение через пример.
Дети учатся, наблюдая за поведением взрослых (родителей, воспитателя, старших брата или сестры, других детей в группе детского сада). Будьте примером для своего ребенка. Показывайте, как нужно решать конфликты мирным путем, проявлять уважение и заботу. Чтобы ваш ребенок был вежливым, постарайтесь быть вежливыми сами по отношению друг к другу.
5. Активное слушание.
Слушайте своего ребенка внимательно, когда он делится своими мыслями и чувствами. Покажите, что вам интересно, что он говорит. Это укрепит доверие и поможет ребенку чувствовать себя важным и понятым. Обязательно спросить у ребенка о том, как прошел его день, в садике, в гостях у бабушки и дедушки. Вы должны знать, как зовут друзей вашего ребенка, хотя бы их имена, какие герои мультфильмов ребенку нравятся. Постарайтесь вести с ребенком увлекательный диалог, пусть он сам расскажет то, что ему хочется, например, какая кукла у подруги Кати, или какие динозавры на футболке у Пети; повторите с ребенком песенку, которые дети учат в садике или стихи к празднику.
6. Решение проблем совместно.
Когда возникают трудности, предлагайте ребенку найти решение проблемы вместе. Спрашивайте его мнение и учитывайте его предложения. Такой подход развивает критическое мышление и самостоятельность. У детей проблемы разные, например, Дима не делится машинкой, которую ему купила мама. Важно ребенку рассказать, что Дима очень переживает, что его машинка сломается, и он не сможет ею больше играть. Некоторые трудности ребенок сможет преодолеть только с помощью своего родителя – застегивать пуговки на рубашке, расстегивать замок на комбинезоне, здесь важно дома научить ребенка этим навыкам.
7. Создание ритуалов и традиций.
Ритуалы помогают детям чувствовать себя уверенно и безопасно. Создавайте семейные традиции, такие как чтение перед сном или совместные прогулки. Это укрепляет эмоциональную связь между членами семьи. Как правило, к ритуалам относится еще и гигиена, если каждое утро и вечер выполнять однотипные действия связанные с умыванием, причесыванием, то сформируется привычка. Научитесь прощаться с ребенком заранее, объясните, что ты идешь в садик, а я иду на работу (в магазин, в больницу), проговорите с ребенком монотонность дел, которые Вам нужно выполнить (почистить картошку, помыть пол, стоять на остановке и ждать автобус, написать важное письмо и пр.).
8. Терпение и понимание.
Помните, что дети в этом возрасте еще учатся контролировать свои эмоции и поведение. Проявляйте терпение и понимайте, что иногда они могут вести себя непредсказуемо. Поддержка, забота, терпение и любовь помогут ребенку справиться с трудностями.
9. Позитивная дисциплина.
Дисциплина не обязательно должна быть связана с наказанием. Используйте методы, которые направлены на обучение и развитие, а не на подавление. Например, можно ввести систему наград за выполнение определенных обязанностей или достижений (наклейки на альбом, разноцветные картинки в журнал, поиграть в кубики, которые давно убраны на хранение, но раньше очень нравились ребенку). Дисциплина является сводом правил, которые необходимо выполнять, например, подъем в 7 утра – отбой в 21 час вечера. В выходной прогулки на свежем воздухе после обеда, посещение развлекательных мероприятий перед ужином, поход в магазин со списком продуктов. Дисциплина поможет выявить время для проведения развлекательных мероприятий и отдыха всей семьей. Задача каждого родителя, постараться уделить время себе и своей семье.
10. Саморегуляция эмоций.
Учите ребенка управлять своими эмоциями. Объясняйте, что чувства – это нормально, но важно уметь выражать их приемлемым способом. Помогайте находить способы справляться с гневом, разочарованием или страхом. Здесь ряд методик, можно применят игры с водой, в том числе переливание из одной посуды в другую, игра в рыбалку, йога, растирание рук, и прочее. Контроль своих эмоций и подавление гнева в отношении окружающих, является признаком стрессоустойчивости и рациональности. Постарайтесь посчитать про себя до 10 и только потом скажите, как вам не понравился поступок ребенка. Именно выдержать паузу и переключить свое внимание в момент стресса, поможет избежать негативную или критическую ситуацию.
11. Игра и творчество.
Игра – основной способ познания мира для детей в дошкольный период. В школьный период – это обучение. Через игры дети развиваются, формируются социальные навыки, воображение и креативность, активность, самостоятельность. Творческие занятия, такие как рисование, лепка, музыка, способствуют развитию самовыражения и снимают напряжение, формируют усидчивость и концентрацию внимания.
Также стоит отметить, что если ребенок не выполняет свои обязанности или делает это плохо, то могут быть три вида причин:
- он не хочет этого делать;
- не умеет делать это хорошо;
- не имеет возможности сделать.
Родитель должен определить – какая из этих причин мешает ребенку.
Необходимо понимать, как объяснить ребенку что нужно и можно делать, при этом не применять моральное и физическое насилие.
Вот, некоторые рекомендации для родителей:
- Родитель, не должен скрывать свои негативные чувства, возникающие вследствие неправильного поведения ребенка: родителю очень важно и нужно выражать свои эмоции в виде сожаления, обиды, досады, гнева, расстройства. Проявлении эмоций родителем – это норма поведения человека. Необходимо проговорить ребенку следующее: «Я расстраиваюсь, когда вижу разбросанные игрушки в твоей комнате» или «Мне жаль, что ты сегодня не почитал книжку».
- Родитель должен предъявить ребенку логичные, четкие, разумные требования. Нужно добиться, чтобы ребенок понял и осознал, соблюдал такие требования. Как таковые «дежурные оправдания», в виде «я забыл», « я думал, что уже можно», благодаря которым нарушаются установленные правила, необходимо проговорить с ребенком. Лучше всего обозначить основные правила и принципы, которые очень важны для обеих сторон. К примеру, пришел с улицы – разделся в коридоре, сразу иди мыть руки и умываться; собираешься на улицу – не ходи в верхней одежде и обуви по квартире; поиграл игрушками – положи на место, где взял, и прочие правила, которые также, нужно соблюдать и взрослому.
- Если ребенок сделал что-то не так, поговорите с ним: вспомните свое детство и расскажите историю о проступке, а потом раскаялись и изменили свое поведение. Важно отметить, что важным социальным навыком, которым должен обладать взрослый и учить этому ребенка – умение искренне извиниться. Хорошим примером будет являться, когда взрослый просит прощения у своего ребенка, или просит прощения у другого взрослого, при этом искренне выражая свое сожаление в содеянном.
В качестве итога необходимо отметь следующее. Воспитание без наказаний требует больше усилий и терпения, но оно приносит долгосрочные плоды. Дети, воспитанные в атмосфере любви и уважения, вырастают уверенными в себе, способными к эмпатии и сотрудничеству. Каждый ребенок уникален, и подходы к воспитанию могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и самого взрослого.