Презентация фортепианных сборников Марии Шаровой “Легкие пьесы, звучащие сложно”  и “Несложные этюды для “заржавевших” пианистов”

image_pdfСкачать в PDFimage_printРаспечатать

Методическое сообщение на тему: Презентация двух фортепианных сборников Марии Шаровой “Легкие пьесы, звучащие сложно”  и “Несложные этюды для “заржавевших” пианистов”

Автор: Кочиева Нателла Амирановна, преподаватель фортепиано на хоровом отделении, Санкт-Петербург, 2025 г.

Введение

Представленная литература привлекла мое внимание, во-первых, удачно подобранным репертуаром, скорее, концертным. Во-вторых, грамотным объяснением поставленных задач и способов их достижений. Первый сборник может помочь при выборе репертуара для учащихся по общему и хоровому курсу ф-но, особенно для более взрослых детей, которым  хотелось бы играть что-то более серьезное и сложное, но нет возможностей в силу способностей или ограничений по  времени. Либо наоборот – выбрать пьесу ребенку в репертуар «навырост» для концертов и конкурсов. Эти пьесы придают вес и некую статусность исполнению, при этом не отклоняются от основ учебной программы, т.к сборник построен, в основном, на произведениях классиков. Репертуар 2го сборника выстроен по нарастающей степени сложности, что значительно упрощает задачу педагогу, а изобилие не самых играемых авторов дает возможность выбрать что-то менее «заезженное», не хрестоматийное. Сборник разнообразных этюдов поможет выбрать именно тот тип этюда, который подчеркнет технические достоинства вашего ученика и скроет недостатки. Грамотные аннотации к каждому произведению позволяют предположить задачи и способы их решения в том или ином произведении, а рекомендации по возрасту или предпочтениям помогут сделать правильный выбор в пользу ученика. Данная работа позволит ознакомиться с этими сборниками и сможет заинтересовать многих педагогов, находящихся в поисках интересных и ярких произведений для своих учеников.

Немного об авторе:

Мария Шарова  из Парижа — преподаватель фортепиано, музыковед, аранжировщик и автор 2х фортепианных сборников «Легкие пьесы, звучащие сложно», «Несложные этюды для заржавевших пианистов»  для взрослых любителей.

Профессиональный педагог и музыкальный блогер, Мария Шарова преподает фортепиано во Франции и много работает со взрослыми любителями. В рамках своего образовательного сайта «Что играть?» и на канале Ютуб  М. Шарова делится репертуарными секретами, с помощью которых ей удается мотивировать учащихся — это так называемые легкие пьесы, звучащие сложно.

Она также ведет образовательный сайт «Что играть? Ноты для фортепиано взрослым», где можно найти интересные и редкие пьесы для фортепиано с нотами и пояснениями, аранжировки эстрадной и кино-музыки.

    • Алфавитный каталог нот и уроков
    • Кино и Эстрада на фортепиано — авторские аранжировки
    • Легкие пьесы, которые звучат сложно
    • Джаз для фортепиано
    • Пьесы для начинающих
    • Этюды с человеческим лицом

Мария завела блог в Живом Журнале в 2007 году, поскольку у всех её друзей тоже были дневники. Некоторые ученики узнали о Марии, как преподавателе фортепиано, через ее ЖЖ-блог. Мария планировала рассказывать в блоге о занятиях с учениками. Но позже она стала давать рекомендации интересных произведений. Самый известный её пост — «Легкие пьесы для фортепиано, которые звучат сложно». На основе этой публикации в 2020г. издательство «Феникс» (Ростов-на-Дону) предложило Марии выпустить ее первый одноименный сборник, ноты которого она рекомендует педагогам, детям и родителям. В сборнике 10 пьес и аранжировка дуэта Мендельсона.

Мария в детстве училась в Перми в специализированной французской школе, где язык учили со 2 класса. Ей очень нравилось изучать французский язык. Позже она поступила в Пермское музыкальное училище, после его окончания уехала в консерваторию в Москву. Мария познакомилась с будущим супругом в общежитии в консерватории. После 5 лет обучения ей захотелось учиться в Европе и познакомиться с европейским обществом. Она искала международные учебные программы и выбрала Францию из-за знания языка. Мария попыталась запросить стипендию правительства Франции, не получила ее и приехала самостоятельно. Тогда Марии было 25 лет. Она жила во французской семье и помогала ухаживать за детьми.

В начале 2000-х все музыканты — друзья Марии — вынужденно поменяли профессию. Франция дала ей возможность работать по специальности.

Параллельно с работой по международной программе в семье Мария начала давать частные уроки. Постепенно к ней присоединился супруг. Он тоже музыкант, пианист, дает уроки, записывает композиции. Позже Мария с коллегой, который тоже учился в России, открыли музыкальную школу. В частной школе Марии родители нередко просят преподавать сольфеджио отдельно. Мария поясняет, что этот предмет представлен в ее школе в игровой форме. Российская система обучения, которая предусматривает большое количество занятий, не работает во Франции: французские родители работают до 20-21 часа, они не могут постоянно заниматься с детьми. Нередко детям приходится заниматься самостоятельно. Но Мария считает российскую систему обучения лучшей и старается применять, если это возможно для конкретного ученика.

Первый сборник «Легкие пьесы для фортепиано, которые звучат сложно»

Сборник предназначен для любителей музыки вернувшихся к игре на фортепиано после многолетнего перерыва, а также и для преподавателей, родителей, находящихся в поиске красивого доступного классического репертуара на конкурс, концерт или для домашнего музицирования.

B сборнике рядом с произведениями выдающихся композиторов — занимательные истории и заметки из будней учителя музыки во Франции. Стоит ли начинать в «пожилом» возрасте, если наша профессия совсем не творческая? Заниматься самостоятельно или с учителем? На электронике или сразу на пианино? Как избежать ошибок, если занимаешься самостоятельно? Что играть, чтобы было эффектно, но доступно?

Ответы — в этом сборнике, где рядом с произведениями выдающихся композиторов соседствуют занимательные истории, записки и заметки из будней учителя музыки. В десяти сюжетах из закулисья уроков музыки любители найдут сходство со своими уроками и поисками, а преподаватели фортепиано узнают себя и своих учеников. Если вы еще не играете — вы сами захотите играть на пианино, кто-то снова, а кто-то впервые.

Одиннадцать разнохарактерных пьес сочетают несложное разучивание, удобство для рук, легко запоминаемые  структуры — и красивое, насыщенное, а иногда и виртуозное звучание. Каждой пьесе сопутствует разбор основных технических трудностей и типичных ошибок, изложенный в понятной форме. Самые простые пьесы предполагают владение инструментом начиная от 2 года занятий фортепиано.

Благодаря проставленной в нотах аппликатуре, оттенкам, педали и техническим пояснениям сборник может быть использован как для работы на уроке, так и для самостоятельного музицирования, с возможностью наработать целый ряд навыков фортепианной игры внутри интересной эффектной музыки.

Одиннадцатая пьеса — бонус. Авторская транскрипция для фортепиано «Осенней песни» Мендельсона, прекрасного вокального дуэта, публикуется впервые и только в этом сборнике (Фото 1.)

Второй сборник «Несложные этюды для заржавевших пианистов»

Второй сборник — «Несложные этюды для заржавевших пианистов» — вышел в «Фениксе» в 2021 году. Он адресован любителям, педагогам и родителям в поисках «незаигранных» выразительных пьес, нацеленных на техническое усовершенствование. Сборник содержит 29 этюдов для фортепиано от начального до продвинутого уровня, доступных взрослым любителям для самостоятельных занятий; они удобно ложатся в руки, насыщенно виртуозно звучат, содержат яркую мелодику, легко запоминаются на слух.

Мария говорит: «Этюды с человеческим лицом» — так я в шутку называю фортепиано с запоминающейся музыкой. Многие из них редко встречаются в учебных пособиях, поэтому с удовольствием представляю мою подборку на своем образовательном сайте «Что играть?», а сейчас — и в новом сборнике, который вы держите в руках.

В сборнике вы найдете 29 красивых, эффектных этюдов для фортепиано от начального до продвинутого уровня, которые

  • имеют программу, так называемые программные этюды, в чьем названии уже заявлен музыкальный образ;
  • доступны взрослым любителям для самостоятельных занятий, удобно ложатся в руки и насыщенно виртуозно звучат;
  • содержат яркую мелодику, легко запоминаются на слух.

Это библиотечка, из которой можно выбрать красивый, несложный и технически полезный репертуар, с оговоркой на слове «несложный»: в нем учитывается индивидуальный технический уровень в соотношении с уровнем пьесы. Легкие этюды из последней части сборника будут сложными для среднего уровня, не говоря о начинающих. Главный критерий выбора пьесы — оценка своего уровня, возможность играть выразительно, ритмично и технически правильно, по возможности — бегло. Поэтому я очень опасаюсь сравнения с моим первым сборником; «Этюды» намного сильнее в вопросе техники и подготовки книги, но «Легкие пьесы» — веселее по духу. Пьесы все красивые, но общий уровень — сложнее, да.»

В сборнике представлены выдающиеся этюды Грига, Сибелиуса, Косенко, Бургмюллера, два редко исполняемых красивых этюда Карла Черни, несколько малоизвестных эффектных этюдов французских композиторов-романтиков Годара, Мармонтеля, Дювернуа, Бертини, Стамати, Равина, очень симпатичные этюды для начинающих Скютте, Гоббартса, Кирхнера» [2].

«Каждый этюд снабжен техническим комментарием, чтобы по возможности разучить правильно и избежать типичных ошибок, с которыми мы сталкиваемся в работе. В комментарии представлены; музыкальные термины; способы игры сложных тактов».[2] основной вид техники,  главные технические трудности, типичные ошибки, приемы и советы по разучиванию или исполнению, детали, которые следует не упустить при разборе, и наконец, примечания к нотам. (Фото 2-3)

Заключение

Представленные сборники предназначены для оптимизации процесса выбора учебного репертуара для учащихся по фортепиано. Также они могут стать отличным пособием для начинающих преподавателей, поскольку удобная аннотация по классификации пьес с указанием степени сложности,  а также обозначением распространенных ошибок помогает избежать определенных трудностей при разборе пьес не только ученику, но и педагогу, а рекомендации по возрасту или предпочтениям помогут сделать правильный выбор в пользу ученика.

Список использованной литературы

  1. Шарова М. Легкие пьесы, звучащие сложно. Ноты для «заржавевших пианистов» /Мария Шарова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2022. – 56с. – (Музыкальная библиотека)
  2. Шарова М. Несложные этюды для «заржавевших пианистов»: приемы, советы, типичные ошибки / Мария Шарова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2022. – 101с. – (Музыкальная библиотека)

Ссылки на электронные ресурсы:

https://afisha-lj.livejournal.com/850876.html?ysclid=lv2rbemiq9304338021

https://chtoigrat.com/

https://dzen.ru/a/XtkOQ9rMkyuLvE3x

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях

Сайт использует файлы cookie. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете своё согласие с политикой использования файлов cookie и сервиса Яндекс.Метрика.