Формирование читательской грамотности у младших школьников

image_pdfСкачать в PDFimage_printРаспечатать

В современном обществе трудно представить человека, не умеющего читать, а, следовательно, не умеющего общаться, учиться и работать. Чтение художественных текстов играет важную роль в формировании положительных моральных и волевых качеств, особенно у младших школьников. Оно помогает формировать мировоззрение, дает знания об окружающем мире, о сверстниках, о жизни, истории Родины. Однако не все учащиеся умеют работать с текстом, осознавать прочитанную информацию, а значит, у них не сформирована читательская грамотность. В данной статье мы рассмотрим, как можно формировать читательскую грамотность у младших школьников.


Что такое читательская грамотность?

В исследованиях PIRLS читательская грамотность определяется как «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и/или ценных для индивида». С опорой на разнообразные тексты читатели должны конструировать собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для собственного удовольствия.


Критерии сформированности читательской грамотности

Н.Е. Колганова выделила критерии и показатели сформированности читательской грамотности обучающихся:

  • Наличие личностного отношения к чтению.
  • Умение уточнять позицию автора, ставить вопросы по тексту.
  • Умение выделять проблематику читаемого произведения.
  • Сформированность потребности в чтении.
  • Читательская самостоятельность в работе с книгой.
  • Полноценное восприятие литературного текста.
  • Умение формулировать главную мысль и идею произведения.
  • Умение находить средства выразительности в тексте.
  • Наличие читательского кругозора.
  • Умение оперировать полученной информацией.
  • Наличие навыка чтения (беглость, осознанность, правильность).
  • Степень развития умений сотрудничества.

Этапы формирования читательской грамотности

1. Этап подготовки к восприятию произведения

На этом этапе возможно использовать:

  • Метод «Ассоциативная цепочка» — систематизация имеющихся знаний. Например, класс делится на пары. Задается главная тема урока. В связи с темой ученик называет 2-3 слова, которые ассоциируются у него с названием темы.
  • Лексико-семантическая работа — уточнение значения слов, формирование умения употреблять слова в соответствии с их значением в конкретной ситуации.

2. Этап чтения и анализа произведения

На этих этапах анализируют структуру текста, работают с вопросами для формирования умения извлекать из текста необходимую информацию, выполняют проблемные задания, анализируют структуру текста, делают стилистический анализ, анализ образов.

Важным этапом работы является тщательный анализ содержания произведения, который предполагает:

  • Объяснение незнакомой лексики.
  • Усвоение последовательности событий.
  • Установление логических и причинно-следственных связей между эпизодами, поступками героев.
  • Выявление мотивов их поведения, характерных черт, эмоционального состояния, взаимоотношений друг с другом.
  • Определение главной мысли.

Для осмысления произведений необходимо изучение приемов, используемых в художественных произведениях: обыгрывание многозначных слов, гиперболизация, метафора, эпитеты.

3. Этап обобщения и рефлексии

На этих этапах использовать:

  • Литературные игры (литературные головоломки, составление кроссвордов, литературные викторины).
  • Словесное и графическое иллюстрирование для привлечения интереса к чтению.
  • Метод «синквейн» для формирования умения обобщать информацию.

Методы и приемы работы

  • Метод ассоциации — систематизация имеющихся знаний.
  • Лексико-семантическая работа — уточнение значения слов.
  • Чтение с пометками — формирование умения анализировать полученную информацию.
  • Читательская конференция — коллективное размышление над книгой.
  • Литературные игры — привлечение интереса к чтению.
  • Синквейн — формирование умения обобщать информацию.

Заключение

Формирование читательской грамотности у младших школьников — важный процесс, который требует комплексного подхода. Использование разнообразных методов и приемов работы позволяет развивать у детей умение работать с текстом, анализировать информацию, взаимодействовать с другими учащимися и формировать положительное отношение к чтению.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях

Сайт использует файлы cookie. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете своё согласие с политикой использования файлов cookie и сервиса Яндекс.Метрика.