В современном обществе трудно представить человека, не умеющего читать, а, следовательно, не умеющего общаться, учиться и работать. Чтение художественных текстов играет важную роль в формировании положительных моральных и волевых качеств, особенно у младших школьников. Оно помогает формировать мировоззрение, дает знания об окружающем мире, о сверстниках, о жизни, истории Родины. Однако не все учащиеся умеют работать с текстом, осознавать прочитанную информацию, а значит, у них не сформирована читательская грамотность. В данной статье мы рассмотрим, как можно формировать читательскую грамотность у младших школьников.
Что такое читательская грамотность?
В исследованиях PIRLS читательская грамотность определяется как «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и/или ценных для индивида». С опорой на разнообразные тексты читатели должны конструировать собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для собственного удовольствия.
Критерии сформированности читательской грамотности
Н.Е. Колганова выделила критерии и показатели сформированности читательской грамотности обучающихся:
- Наличие личностного отношения к чтению.
- Умение уточнять позицию автора, ставить вопросы по тексту.
- Умение выделять проблематику читаемого произведения.
- Сформированность потребности в чтении.
- Читательская самостоятельность в работе с книгой.
- Полноценное восприятие литературного текста.
- Умение формулировать главную мысль и идею произведения.
- Умение находить средства выразительности в тексте.
- Наличие читательского кругозора.
- Умение оперировать полученной информацией.
- Наличие навыка чтения (беглость, осознанность, правильность).
- Степень развития умений сотрудничества.
Этапы формирования читательской грамотности
1. Этап подготовки к восприятию произведения
На этом этапе возможно использовать:
- Метод «Ассоциативная цепочка» — систематизация имеющихся знаний. Например, класс делится на пары. Задается главная тема урока. В связи с темой ученик называет 2-3 слова, которые ассоциируются у него с названием темы.
- Лексико-семантическая работа — уточнение значения слов, формирование умения употреблять слова в соответствии с их значением в конкретной ситуации.
2. Этап чтения и анализа произведения
На этих этапах анализируют структуру текста, работают с вопросами для формирования умения извлекать из текста необходимую информацию, выполняют проблемные задания, анализируют структуру текста, делают стилистический анализ, анализ образов.
Важным этапом работы является тщательный анализ содержания произведения, который предполагает:
- Объяснение незнакомой лексики.
- Усвоение последовательности событий.
- Установление логических и причинно-следственных связей между эпизодами, поступками героев.
- Выявление мотивов их поведения, характерных черт, эмоционального состояния, взаимоотношений друг с другом.
- Определение главной мысли.
Для осмысления произведений необходимо изучение приемов, используемых в художественных произведениях: обыгрывание многозначных слов, гиперболизация, метафора, эпитеты.
3. Этап обобщения и рефлексии
На этих этапах использовать:
- Литературные игры (литературные головоломки, составление кроссвордов, литературные викторины).
- Словесное и графическое иллюстрирование для привлечения интереса к чтению.
- Метод «синквейн» для формирования умения обобщать информацию.
Методы и приемы работы
- Метод ассоциации — систематизация имеющихся знаний.
- Лексико-семантическая работа — уточнение значения слов.
- Чтение с пометками — формирование умения анализировать полученную информацию.
- Читательская конференция — коллективное размышление над книгой.
- Литературные игры — привлечение интереса к чтению.
- Синквейн — формирование умения обобщать информацию.
Заключение
Формирование читательской грамотности у младших школьников — важный процесс, который требует комплексного подхода. Использование разнообразных методов и приемов работы позволяет развивать у детей умение работать с текстом, анализировать информацию, взаимодействовать с другими учащимися и формировать положительное отношение к чтению.

