Цифровая грамотность как основной навык современного педагога

image_pdfСкачать в PDFimage_printРаспечатать

Действительность ставит педагога перед важными вызовами. Изменения, происходящие в системе образования, обязывают учителей соответствовать высокой профессиональной компетентности. Одна из составляющих этой компетентности – цифровая грамотность. Понятие «цифровая грамотность» сегодня включает в себя не только умение работать с компьютером, но и навыки практического характера. На основе идей западных исследователей П. Гилстера и Д. Белшоу можно выделить восемь аспектов цифровой грамотности: 

  • культурный (cultural) – культура поведения в интернете: от сетевого этикета до защиты конфиденциальности; 
  • когнитивный (cognitive) – компьютерная грамотность, навыки работы с программами; 
  • конструктивный (constructive) – умение создавать медиапродукты в интернете при соблюдении авторских прав; 
  • коммуникативный (communicative) – навыки конструктивного общения в цифровой среде; 
  • уверенного пользования (соnfident) – способность становиться полноправным членом интернет-сообщества; 
  • креативный (creative) – умение создавать нечто новое, используя онлайн-инструменты и среды; 
  • критический (critical) – анализ и оценка цифрового контента, инструментов и приложений; 
  • гражданский (civic) – способность использовать цифровую среду для самоорганизации. 

Рассматривая понятие цифровой грамотности применительно к педагогу, следует добавить аспект, касающийся его профессиональной деятельности, а именно умение применять цифровые технологии в педагогической практике в зависимости от возраста и интеллектуального уровня обучающихся.

Педагог сегодня должен иметь в виду, что дети легко разбираются в цифровых технологиях и способны хорошо учиться, только если им действительно интересно. В этом смысле прекрасным подспорьем для учителя служит навык цифровой грамотности. По мнению Н. Д. Берман, высококвалифицированному специалисту необходимо:

  • уметь разбираться с онлайн-службами;
  • общаться с коллегами посредством современных и постоянно изменяющихся средств: смартфона, планшета, ноутбука, использовать чат или веб-камеру и так далее;
  • уметь читать с экрана цифрового устройства и усваивать эту информацию;
  • применять различные цифровые инструменты для повышения эффективности своего труда; 
  • использовать облачные технологии для работы в любом месте и в любое время. 

Все эти умения совершенствуют и модернизируют учебный процесс, но дело не только в модернизации.

Практика показала, что применение цифровых технологий на занятиях служит большей вовлеченности детей в образовательный процесс. Современный ребенок, окруженный гаджетами в свободное время, на занятиях с использованием информационных систем и ИКТ-устройств чувствует себя непринужденно. Таким образом, цифровая грамотность педагога служит неким фактором сокращения дистанции между участниками образовательного процесса – учеником и учителем, способствует их лучшему взаимопониманию. Повышение профессионального мастерства учителя сегодня невозможно без развития навыка цифровой грамотности.   

Курсы «Центра развития компетенций Аттестатика» всегда учитывают такой критерий, как цифровая грамотность педагога. А это значит, что вам нужно лишь выбрать и пройти любой необходимый курс. В процессе обучения вы познакомитесь с новыми инструментами и практиками, а в качестве полезного бонуса получите удостоверение о повышении квалификации. 

Кроме того, мы рады предложить вам участие в тематической Всероссийской олимпиаде «Цифровая грамотность педагога», прохождение которой позволит получить соответствующий диплом.

Источники: 

  1. Берман, Н. Д. К вопросу о цифровой грамотности / Н. Д. Берман // Russian Journal of Education and Psychology. – Т. 8. – № 6-2. – 2017. – С. 35 – 38.
  2. Колыхматов, В. И. Цифровая грамотность и навыки современного педагога / В. И. Колыхматов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – № 8 (186). – 2020. – С. 156 – 160.
  3. Полякова, В. А. Цифровая грамотность педагога: возможности региональной системы повышения квалификации / В. А. Полякова // Нижегородское образование. – № 2. – 2019. – С. 40 – 46.

Автор публикации

не в сети 12 месяцев

Юлия Ростовцева

0
Кандидат филологических наук
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 11-01-2024
Оставить комментарий

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях