Тарантина Ольга Александровна,
воспитатель
МАДОУ №17, г. Екатеринбург
Электронная почта: Kalinina17tara@mail.ru
Эссе на тему
«Практика применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с учетом обновленных ФГОС и ФОП»
Практика применения здоровьесберегающих технологий представлена в виде формы взаимодействия с детьми; 1 форма – комплекс утренней гимнастики; 2 форма — Спортивно-оздоровительное мероприятие.
Цель эссе: представить свои успешные практики, наработки вниманию жюри конкурса.
Задачи: рассмотреть здоровьесберегающие технологии через разные формы взаимодействия с детьми; представить полученные результаты; подвести итоги.
В России проблемы защиты прав ребенка регулярно обсуждаются в СМИ. На сегодняшний день нарушения прав ребенка имеют массовый характер, затрагивают область образования, воспитания, здоровья.
В раннем возрасте развитие ребенка идет быстрыми темпами. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие способностей, осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов личности. Неравномерность и скачкообразность психического развития выражена очень ярко.
Более подробно нами будет рассматриваться здоровьесберегающие технологии как совокупность форм, и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья.
Мною разработаны 2 формы взаимодействия с детьми; 1 форма – комплекс утренней гимнастики; 2 форма — спортивно-оздоровительное мероприятие.
Далее, мною разработан «Комплекс утренней гимнастики для детей 4-5 лет, на осенний период», первая неделя.
Комплекс утренней гимнастики для детей 4-6 лет,
осенний период, на неделю
Упражнение «Просыпайка»
Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма.
Задачи:
1. Создать радостный эмоциональный подъем, «разбудить» организм ребенка, настроить на действенный лад;
2. Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям;
3. Развивать все группы мышц, координацию движения, силу и выносливость;
4. Воспитывать умение одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнения под музыку.
Ход занятия:
1). Построение в шеренгу, колонну, проверка осанки; ходьба ибег в колонне по одному, ходьба на носках, на пятниках с разным положением рук.
2). Упражнения без предметов, «Поклонись головой», «Рывки руками», «Повороты», «Наклоны-скручивания», «Стойкий оловянный солдатик», «Прыжки».
3). Перестроение в колонну по одному, легкий бег, ходьба, восстановление дыхания.
Упражнение «Развивайка»
Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма.
Задачи:
1. Создать радостный эмоциональный подъем, «разбудить» организм ребенка, настроить на действенный лад;
2. Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям;
3. Развивать все группы мышц, координацию движения, силу и выносливость;
4. Воспитывать умение одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнения под музыку.
1). Ход занятия: ходьба друг за другом на носочках, на пяточках, с поворотом, сочетая хлопки с шагами. Бег с поворотом, ходьба, построения в звенья.
2). Упражнения без предметов, «На старт»», «Ножки отдыхают», «Улитка», «Попрыгаем!», «Часики».
3). Перестроение в колонну по одному, легкий бег, ходьба, восстановление дыхания.
Упражнение «Мостики»
Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма.
Задачи:
1. Создать радостный эмоциональный подъем, «разбудить» организм ребенка, настроить на действенный лад;
2. Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям;
3. Развивать все группы мышц, координацию движения, силу и выносливость;
4. Воспитывать умение одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнения под музыку.
Ход занятия:
1). Ходьба друг за другом, на носочках, на пятках, с высоким подниманием колен, с хлопками перед собой и за спиной на каждый шаг, как пингвины, как солдатики, как мышки, как куклы. Бег по диагонали, подскоками, галопом в правую сторону. Ходьба, построение в звенья.
2). Упражнения без предметов, «Повороты головой», «Зубки», «Силачи», «Балерина», «Упражняем руки», «Рыбка», «Ножницы», «Прыжки», «Язык трубочкой».
3). Перестроение в колонну по одному, легкий бег, ходьба, восстановление дыхания.
Упражнение «Попрыгушки»
Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма.
Задачи:
1. Создать радостный эмоциональный подъем, «разбудить» организм ребенка, настроить на действенный лад;
2. Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям;
3. Развивать все группы мышц, координацию движения, силу и выносливость;
4. Воспитывать умение одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнения под музыку.
Ход занятия:
1). Ходьба друг за другом на носках, на пятках, как солдатики, как куклы, как мышки, как пингвины. Бег друг за другом, широким и мелким шагом, с разным положением рук. Ходьба. Построение в звенья.
2). Упражнения «Ладонь», «Наклоны в разные стороны», «Повороты», «Согнись!», «Самолет», «Прыжки в стороны», «Поднимемся на носочки!».
3). Перестроение в колонну по одному, легкий бег, ходьба, восстановление дыхания.
Упражнение «Покатайка»
Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма.
Задачи:
1. Создать радостный эмоциональный подъем, «разбудить» организм ребенка, настроить на действенный лад;
2. Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям;
3. Развивать все группы мышц, координацию движения, силу и выносливость;
4. Воспитывать умение одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнения под музыку.
Ход занятия:
1). Построение в шеренгу, колонну, проверка осанки; ходьба и бег в колонне по одному, ходьба на носках, на пятниках с разным положением рук.
2). Упражнения с гантелями, «Наклоны в стороны», «Повороты», «Согнись!», «Самолет», «Поднимемся на носочки!», «Прыжки в стороны».
3). Перестроение в колонну по одному, легкий бег, ходьба, восстановление дыхания.
Полученный результат комплекса упражнений – это регулярное выполнение утренней физической нагрузки в рамках возраста воспитанников, заряд активности на день, взаимодействие детьми друг с другом и воспитателем.
Далее, мною разработано спортивно-оздоровительное мероприятие.
«Спортивно-оздоровительное мероприятие для воспитанников старшей группы детского сада «Спорт в кругу друзей»
Цель:
Укрепить культурные нормы и ценности здорового образа жизни (двигательная активность, прогулки и игры на свежем воздухе); выполнение общеразвивающих упражнений в разном темпе, ритме, с разными усилиями.
Задачи:
— пропаганда основных элементов здорового образа жизни;
— развить координацию движений, умение быстро принимать решение.
— обеспечение физического и психического саморазвития;
— патриотическое воспитание.
Оборудование и материалы: коробочка с «Загадкой», 2 мяча футбольные, мешочки для метания, 2 обруча, 2 фишки.
Ход мероприятия:
Вводные данные. Две группы детского сада, возраст 4-5 лет. Присутствует 2 воспитателя, ведущая. Место проведения: спортивная площадка образовательного учреждения.
Ведущая: Ребята, а что такое спорт? Какими видами спорта вы увлекаетесь?
Примерный ответ детей
Спорт – это жизнь. Это легкость движенья.
Спорт вызывает у всех уваженье.
Спорт продвигает всех вверх и вперед.
Бодрость, здоровье он всем придает.
Все, кто активен и кто не ленится,
Могут со спортом легко подружиться
Ведущая:
Чтоб здоровым быть сполна
Физкультура всем нужна.
Для начала по порядку –
Сейчас мы сделаем зарядку!
Перед началом путешествия проводиться физкультминутку под музыку.
Ведущая:
Молодцы ребята, хорошо размялись!
Сегодня у нас необычное путешествие «Спорт в кругу друзей», где вас ждут удивительные приключения и обязательно хорошее настроение.
Капитаны команд, пройдите и получите свои маршрутные листы.
На каждой станции вы будете выполнять задания, и получать очки. Команда, у которой будет больше очков победит. Откланяться от маршрута нельзя!
1 СТАНЦИЯ «Потворяй-ка!»
Чтоб здоровье ты имел,
Классную фигуру-
Ни когда не пропускай
Уроки… (физкультуры)
Задание Правильно выполнить строевые упражнения.
1) Строевые приемы:
«Класс, в одну шеренгу — становись!»
«Равняйсь! Смирно!»
«По порядку – рассчитайсь!»
2) Повороты на месте:
«Напра-во!», «Нале-во!», «Кру-гом!»
3) Перестроение из одной шеренги в две и обратно:
«На первый – второй – рассчитайсь!»
«В две шеренги – стройся!»
«В одну шеренгу – стройся!»
4) Движение на месте:
«На месте шагом – марш!»
«Класс – стой — раз, два!»
Результаты оценивания 1 очко за правильное выполнение
2 СТАНЦИЯ «Разминай-ка!»
Прежде чем выполнять задание, необходимо найти «волшебную коробочку».
В этой коробочке загадка:
По пустому животу
Бьют меня невмоготу;
Метко сыплют игроки
Мне ногами тумаки.
В него воздух надувают
И ногой его пинают. (Футбольный мяч)
Отгадав загадку, ребята получают футбольный мяч и соревнуются в перекатах футбольного мяча ногой до фишки, возвращаются, обратно с мячом в руках передают эстафету следующему.
Результат оценивая — все участники прошли: за 1 мин- 1 очко, больше времени 2-3 мин, 0,75 очка, больше времени 4-5 мин — 0,5 очка.
3 СТАНЦИЯ «На Олимпе у героев»
На Олимпе в древнем мире
Греки поднимали гири,
Состязались в беге, силе,
Тяжести переносили.
И дарила им награды
Летняя… (олимпиада)
Игра «Снайперы».
Метание мешочка в обруч ( на расстоянии 5 шагов), любой рукой, любым способом.
Результаты оценивания, за каждое попадание начисляется 1 очко.
4 СТАНЦИЯ «Догоняй-ка чемпион!»
Победитель в спорт. соревнованиях,
Впереди все время только он.
Как звучит, скажите, гордое название?
Знают все, что это… (чемпион)
Игра «Переправа»
Ребятам необходимо добраться до фишки, с использованием обручей (2 обруча) переход из обруча в обруч, не выходя из него, до фишки. Обратно бегом передавая эстафету следующему!
Результат оценивания — все участники прошли переправу за 1 мин- 1 очко, больше времени 2-3 мин, 0,75 очка, больше времени 4-5 мин — 0,5 очка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пройдя все станции, учащиеся возвращаются на спортивную площадку, где указан «Старт», для подведения итогов.
Ведущая:
Подведение итогов и награждение.
Очень важен спорт для всех.
Он – здоровье и успех!
Желаю вам быть здоровыми, спортивными и успешными во всем!
Результаты конкурсов на станциях
1 станция 2 станция 3 станция 4 станция; подведение итогов, вручение наград всем участникам.
Полученный результат спортивно-оздоровительного мероприятия – появление соревновательного духа у детей, активное взаимодействие между сверстниками и ведущей, воспитателями.
В качестве заключение необходимо отметить, что только совместный труд педагога, родителей и других специалистов поможет воспитать здорового, активного, целеустремленного и любознательного ребенка.