Пропагандировать здоровый образ жизни – это здорово, особенно когда сам увлечен им. Но что мы знаем о здоровом образе жизни? Конечно, бесспорно, — это физическая активность, здоровое питание, рациональный распорядок дня. По определению, принятому Всемирной Организацией Здравоохранения «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия»… Но сегодня, в эпоху электронных гаджетов, онлайн — обучения, мы, взрослые часто видим детские макушки, склонившиеся над смартфонами или компьютерами. Сегодня, в 21 веке даже в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Основного Общего Образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., говорится о «портрете выпускника основной школы»: — уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. Также указывается необходимость формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Это требование времени. Традиционно интеллект связывают с умственным развитием человека, с его способностью решать те или иные задачи. Однако в последнее время становится популярным новое понятие – эмоциональный интеллект. Ученые считают, что он помогает людям выстраивать гармоничные отношения и добиваться успеха. Значит, эмоциональный интеллект (EQ) не менее важен, чем коэффициент интеллекта (IQ).Успешная академическая успеваемость сегодня не только зависит от коэффициента интеллекта (IQ), но и от способности выделять стрессогенные факторы и справляться с ними. Эмоциональный интеллект влияет на то, как дети регулируют свое поведение на уроке, сколько усилий они вкладывают в ту или иную стратегию обучения, как они справляются со сложностями в обучении, насколько они устойчивы к стрессам — и то, как они принимают решения за пределами школы.
В своей книге «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей» Джон Готтман описал 4 типа родителей на основании того, как они воспитывают своих детей.
- «Невмешивающиеся. Это родители, которые, хотя и понимают своих детей, но ничем им помочь не могут. Они остаются в стороне от детских переживаний, не оказывая ребенку необходимой поддержки.
- Отвергающие. Это родители, которые отрицают значение эмоций своих детей. На все детские жалобы у таких родителей один ответ: «Мелочи! Не обращай внимания!» Этот подход обесценивает чувства ребят, дети учатся их подавлять и скрывать, что ведет к серьезным личностным проблемам во взрослой жизни.
- Критикующие. Такие родители не просто отвергают эмоции своих детей, они наказывают за них словами, угрозами. Ребенок подвергается психологическому и даже физическому насилию за свои чувства. В результате дети замыкаются в себе, а во взрослой жизни страдают от проблем в общении и от депрессии.
- Эмоционально воспитывающие. Это те родители, которые понимают эмоции ребенка и учат с ними справляться. Только в этом случае дети получают шанс на эмоциональное здоровье во взрослой жизни, так как они с ранних лет усвоили методы работы со своими чувствами».
Д. Готтман говорит о том, что из 4-х типов родителей первые 3 наносят детям вред, не помогая им эмоционально взрослеть. Они могут развивать интеллект своих чад, приучать их к труду, к спортивным нагрузкам, но работе с чувствами они не научат. Их дети в будущем столкнутся с трудностями в общении. Если они не поработают со своими чувствами, то неизбежно передадут подобный подход своим потомкам. Лишь эмоционально воспитывающий тип родителей можно считать достойным подражания. Это те взрослые, которые сами осознают свои и чужие эмоции.
Об этом я рассказываю родителям на первом же родительском собрании в нашем кадетском корпусе. Поскольку развитие эмоционального интеллекта начинается с семьи. Основная цель взрослого – научить ребенка жить в гармонии с собой, принимать в себе весь спектр чувств – любовь, радость, гордость, зависть, ревность, злость, страх. И не нужно делить эмоции на плохие и хорошие, ведь все они имеют место быть в душе человека. Также знакомлю родителей с алгоритмом Готтмана по воспитанию эмоционального интеллекта, состоящему из 5 шагов:
- Важно понимать и различать эмоции ребенка (гнев, обида, печаль, радость, зависть, скука и т.д.). Каждая эмоция по-своему важна для формирования личности, поэтому не нужно ее обесценивать и отрицать.
- К любой отрицательной эмоции нужно относиться не как к проблеме, а как к возможности. Такой подход позволяет даже в обиде или в гневе ребенка увидеть перспективу для сотрудничества и новых решений.
- Нужно выслушивать ребенка, признавая его чувства. Не стоит допытываться о причинах эмоций, надо просто дать человеку возможность выговориться.
- Очень важный шаг– назвать эмоцию («ты гневаешься», «ты обижаешься», «ты волнуешься» и т.д.). Это приучает ребенка осознавать свои чувства, а не теряться в эмоциональной неопределенности.
- Вместе с ребенком нужно обсудить, как реагировать на отрицательную эмоцию. Пусть он усвоит, что все его эмоции естественны, но не все способы их выражения можно себе позволить. Важно, чтобы ребенок понял, какие реакции допустимы, а какие – нет.
В старших классах ребятам я рекомендую для формирования и развития эмоционального интеллекта вести дневник эмоций, в который записывать любые ситуации, вызывающие сильные чувства. Это позволяет наблюдать за собой и делать выводы.
Хорошим упражнением может стать практика «Немое кино», то есть просмотр фильмов с отключенным звуком. Можно наблюдать за эмоциями, жестами героев, чтобы объяснить их.
Важно обращать внимание на невербальное поведение других. Определять эмоции людей через их поведение можно везде: в школе, в транспорте, в магазине. Это развивает эмпатию и наблюдательность.
Особенно важно развивать эмоциональный интеллект у мальчиков (кадетские корпуса), поскольку, как показывают исследования, мальчики обычно хуже девочек справляются со школьными заданиями, хотя у них может быть одинаковый IQ. Возможно, это вызвано влиянием эмоционального интеллекта: у девочек он в среднем выше, чем у мальчиков, и девочкам проще справляться со стрессом. Более того, мальчики с высоким показателем эмоционального интеллекта как когнитивной способности и низким показателем познавательных способностей сдавали выпускные экзамены лучше сверстников. Это значит, что на академическую успеваемость влияют не только познавательные способности, но и эмоциональный интеллект. И, конечно важно, чтобы негативные эмоции не мешали ребятам учиться, общаться на уроке во время групповой работы, продуктивно общаться во внеурочной деятельности.
Хорошо себя зарекомендовали и встречи «родители – дети» в малых группах (8-10 человек) совместно с психологом «Я знаю, что ты чувствуешь». Такие встречи — игры напоминают игру в «Мафию», где очень важно понимать язык тела, выражение лица. И, конечно, такие встречи сопровождаются рефлексией.
Своими выводами и практическими советами я делюсь на педсоветах и методических совещаниях в кадетском корпусе, на методических площадках по обмену опытом между коллегами.
А кроме рекомендаций работы Готтмана, я очень советую педагогам и родителям, нацеленным на воспитание эмоционального интеллекта, познакомиться с такими книгами:
- Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект», «Эмоциональный интеллект в работе»;
- Сергей Шабанов, Алена Алешина «Эмоциональный интеллект. Российская практика».
Ведь в любой работе важен результат. А в случае сформированного эмоционального интеллекта результат таков: ребенок осознает свои эмоции, может ими управлять и экологично выражать, понимает эмоции других, умеет выстроить грамотную коммуникацию с собеседником, не провоцирует конфликтные ситуации и умеет решать любые вопросы словами, без насилия. На сегодняшний день это очень важная и неотъемлемая часть здорового образа жизни. Успешной жизни!