План-конспект воспитательного мероприятия
«О, витязь, делами твоими, гордится великий народ!»
(вводное воспитательное мероприятие в начале учебного года для вновь поступивших учащихся).
Участники: смешанные группы, 6 – 10 лет, 20 – 30 человек.
Время: 1 академический час.
Место проведения: спортивный зал.
Материально-техническое оснащение: мультимедийный проектор, презентация с иллюстрациями (https://cloud.mail.ru/public/hyXd/anMKE4VfW) , аудиозапись Гимна клуба «Витязь», детские рисунки с изображением витязей, богатырей.
Предварительная работа: заранее предложить детям нарисовать и принести на занятие рисунки с изображением витязей, богатырей.
Цель: формирование понятия о сути названия клуба «Витязь», его миссии через знакомство с историей создания, с героическим прошлым былинных богатырей.
Задачи:
- Образовательные: познакомить с прошлым русского народа древней Руси.
- Развивающие: развивать познавательный интерес, желание знакомиться с историей страны, клуба.
- Воспитательные: адаптация детей в образовательном пространстве клуба «Витязь», сплотить коллектив через осознание принадлежности к клубу «Витязь», воспитывать чувство гордости за Родину, уважение к русским воинам, желание подражать богатырям, воспитывать патриотические чувства — любовь к клубу, коллективу, Родине.
Методы и приемы:
Наглядные: слайды с иллюстрациями.
Словесные: объяснение, рассказ, вопрос- ответ.
Ход мероприятия:
Дети входят в спортивный зал и встают в полукруг.
Педагог: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! — Так в старину люди приветствовали друг друга. А вы знаете, ребята, что слово «здравствуй» означает пожелание здоровья, мира, добра?
Чтобы день был добрым, светлым, радостным, наполненным любовью, его нужно начинать с хорошим настроением. Предлагаю всем встать в круг и поздороваться.
Разминка 1. (Все вместе в кругу)
Здравствуй, солнышко родное! (Руки поднимаем вверх, пальцы разводим в стороны)
Здравствуй, небо голубое! (Разводим руки в стороны)
Здравствуй вольный ветерок! (Махи руками над головой)
Здравствуй маленький дубок! (Приседаем, показываем маленький росток)
Здравствуй, матушка-земля! (Берём друг друга за руки)
Здравствуй, ты, и здравствуй, Я! (Собираемся в круг, обнимаемся).
Педагог: Ребята, мы с вами живем в удивительной стране — Россия, у которой не простое прошлое. Она может накормить теплым, ароматным хлебом, напоить холодной родниковой водой, удивить красотой берёзовой рощи, вылечить в русской бане. И вот только защитить она сама себя не может.
В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов. И каждый раз на защиту своей страны вставали защитники Отечества.
Педагог: Силен, как вольный ветер, могуч, как ураган
Он защищает землю, от злобных басурман
Он силой доброю богат, он защищает стольный град
Спасает бедных и детей, и стариков и матерей.
Вопросы для обсуждения:
- О ком говорится в этом стихотворении?
- Как вы догадались?
- Кто такие богатыри?
- Какими вы представляете себе богатырей?
Педагог: Правильно. Богатыри — очень сильные и могучие люди. Они защищали нашу Родину.
(СЛАЙД 2 репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»)
- Ребята, скажите, кого вы видите на слайде? (Русские богатыри: Алёша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец).
Посмотрите, какие у них лица, осанка, как они держатся в седле!
Разминка 2 «Богатырь»
Богатырь, он вот каков:
Он силён, он здоров, (Показывают бицепсы на руке)
Он из лука стрелял, (Имитируют стрельбу из лука)
Метко палицу бросал, (Имитируют бросок палицы)
На границе стоял, (Стойка солдата)
Зорко – зорко наблюдал! (Смотрят по сторонам из-под руки)
Русь – матушку защищал. (Имитируют взмах саблей).
Предложить детям присесть.
- А как еще другими словами можно назвать богатыря? (подобрать синонимы: воин, защитник, витязь…).
(СЛАЙД 3 стихотворение «Богатыри земли русской»)
Педагог: Слава Русской стороне! Слава Русской старине!
И про эту старину, я рассказывать начну. Расскажу я вам про дела старые, да про старые, про бывалые, да про битвы и про сражения, да про подвиги богатырские. Чтобы дети знать могли, о делах родной Земли!
На картине вы увидели героев — богатырей древней Руси, они жили 1000 лет назад, а вот слава о их подвигах, слава о их как защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошли до наших дней. Богатыри сильны «как вольный ветер», могучие «как ураган»8, богаты «силою доброю». А чтобы сильным и здоровым быть — надо вести здоровый образ жизни: быть физически развитым, правильно питаться, закаливаться. В давние, давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (татар, печенегов). Они ходили на Русь войной, разоряли ее села, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро. И каждый раз вставали на защиту своей земли богатыри русские. Герои — богатыри сделали целью своей жизни- служение Родине. Много песен и былин рассказывал народ об их силе и подвигах, мужестве и отваге.
О, витязь, делами твоими, гордится великий народ
Твое громконосное имя, столетия все перейдет!
(СЛАЙД 4-6 фото клуба «Витязь»)
Педагог: : Ребята, уже 25 лет директором клуба «Витязь», в который вы пришли заниматься, является Шпаков Анатолий Валерьевич. В 1997 году ему сделали судьбоносное предложение — организовать молодёжно-спортивный клуб по месту жительства. С местными мальчишками он стал наводить порядок в заброшенном здании кинотеатра – да, здесь когда-то был кинотеатр. А уже осенью они начали заниматься самбо, рукопашным боем, атлетической гимнастикой, но все же основной уклон уже тогда делался на патриотическое воспитание. Ведь быть хорошими спортсменами способны единицы, а хорошим человеком должен быть каждый. Встал вопрос о выборе названия для клуба.
И название клубу мы выбрали в честь былинного героя — «Витязь», вложив в него смысл о «доброй силе»: храбрый и удачливый воин, доблестный ратник, герой, воитель, рыцарь, богатырь.
Обсуждение рисунков
(СЛАЙД 7-10 обмундирование богатыря)
Педагог: Когда богатыри собирались все вместе, как мы видели на картине, они становились такими сильными, что их невозможно было победить.
Давайте соберем вместе всех витязей, которых вы нарисовали и принесли. Обратите внимание на одежду богатырей, их доспехи. Во что они одеты?
Кольчуга — защищает от ударов копьем, изготовлена из металла.
— Покажите свои рисунки те, у кого витязь в кольчуге?
Шлем — защищает голову от ударов, изготовлен из металла.
— Чьи витязи в шлеме?
Меч, булава — главное оружие богатыря.
— Чей богатырь вооружен булавой?
На мечах давали клятву, меч почитали, он являлся дорогим оружием, его передавали от отца к сыну. Меч носили в ножах, чтобы он не ржавел. Рукоятка меча украшалась орнаментом и узором, они наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину.
— Покажите, какие мечи у ваших воинов?
Эмблема и гимн клуба «Витязь»
(СЛАЙД 11 эмблема клуба)
Педагог: У нашего клуба тоже есть эмблема. Имеет круглую форму, напоминающую солнце и в то же время щит (знак защиты) — этот знак призван помогать витязю отражать удары врагов, сохранять жизнь, нести добро и свет. В центре расположен портрет витязя — доброго, славного воина. На фоне: изображение невьянской наклонной башни – символа и главной достопримечательности нашего родного города, эмблема федерации рукопашного боя – профильного вида спорта нашего учреждения.
(СЛАЙД 11 текст гимна клуба)
А еще не так давно специально для нашего клуба местный автор-песенник Георгий Мохов сочинил Гимн. Предлагаю вам его внимательно послушать и по возможности подпевать.
Педагог: Ну что, ребята, вы хотите быть похожими на богатырей-витязей, уметь защитить свою Русь – матушку?
Дети: (ответ)
Педагог: Хотите попробовать? Тогда приготовились: становись, равняйсь, смирно!
Чтоб богатырями вам расти
Нужно закаляться
Не по дням, а по часам
Спортом заниматься
Не нужна совсем микстура,
И пилюли не нужны,
вам поможет физкультура,
вам занятия важны!
Разминка 3.
- Ходьба без задания «В обход налево шагом марш!»
- Ходьба с заданием:
- a) На носках «Шагаем по брускам». (И. п. руки за голову, высоко поднимаемся на носки, спина прямая, голову держим прямо).
б) На пятках. (И. п. руки за голову, локти разведены в стороны, спина прямая, голова прямо)
в) Приставным прыжком правым боком. (И. п. руки на поясе, соблюдаем дистанцию, выше подпрыгиваем).
г) То же левым боком.
- Бег без задания «Соблюдать дистанцию!»
- Ходьба с упражнениями на восстановление дыхания.
1-2 Руки через стороны вверх, глубокий вдох через нос.
3-4 Руки через стороны вниз, выдох через рот и нос.
- Ходьба с остановкой по сигналу педагога.
- Перестроение в две шеренги.
Завершение занятия
Витязи оставили завет своим потомкам:
-защищать свою Родину, беречь ее;
-защищать слабых, бедных, стариков и детей;
-любить свою Родину, свой народ, свою страну.
По итогам мероприятия оформляется тематическая выставка с рисунками детей.