Стекло. Синий_

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Музыкальная грамота

Музыкальная грамота

Звук как физическое явление возникает от колебаний какого-либо упругого тела — например, струны (у тех инструментов, где есть струны), воздушного столба (у духовых инструментов, баяна, аккордеона, органа), голосовых связок у человека. Эти колебания создают звуковые волны.

Звуки бывают музыкальные и шумовые. Для музыкального звука главное — точная, ясно выраженная высота. Она зависит от частоты звуковых колебаний: чем чаще колебания, тем звук выше.

У каждого музыкального звука есть четыре качества: высота, длительность (продолжительность звучания), громкость (иногда ее называют «сила звука»), тембр (окраска).

Музыкальные звуки можно спеть или сыграть на музыкальных инструментах. У шумовых звуков нет определенной высоты. Тем не менее они тоже применяются в музыке — издаются на таких инструментах,. как барабан, тарелки, треугольник и другие.

Музыкальные звуки, расположенные по порядку высоты (вверх или вниз), образуют звукоряд. Его легко увидеть на клавиатуре фортепиано (рояль, пианино).

Всего на клавиатуре 88 белых и черных клавиш (отсюда название

«клавиатура»), которым соответствуют 88 звуков разной высоты. Звуки бывают низкие, средние, высокие. На клавиатуре фортепиано они расположены слева направо.

Белые клавиши фортепиано — это основные звуки. Они называются до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

О названии черных клавиш будет сказано ниже.

Легко увидеть, что семь белых клавиш — семь основных звуков — периодически повторяются. Каждая восьмая клавиша вверх или вниз от любого звука — повторение этого звука, только на другой высоте.

Если нажать по порядку (снизу-вверх) все одинаковые клавиши (все до, все ре и т.д.), удерживая правую педаль фортепиано (она внизу под клавиатурой), то все звуки как бы «вольются» один в другой. Это октавные звуки («октава» в переводе с латинского языка означает

«восьмой»).

Вся клавиатура поделена на октавы. Посреди звукоряда — первая октава. Вверх от нее располагаются вторая, третья, четвертая (бывает еще звук до пятой октавы) Вниз от первой октавы идут малая, большая, контроктава (есть еще несколько звуков субконтроктавы).

Каждая октава считается от звука до вверх до си (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) или вниз от си до звука до (си, ля, соль, фа, ми, ре, до).

Самое маленькое расстояние по высоте между звуками фортепиано

— полутон (полтона — 1/2 тона). Два соседних полутона составляют целый тон.

В каждой октаве двенадцать равных по высоте полутонов или шесть тонов — десять полутонов между соседними белыми и черными клавишами и два между соседними белыми клавишами (ми — фа, си — до). Это — темперированный строй. Темперация в переводе с латинского языка означает «соразмерность».

Каждый звук можно повысить или понизить. Для этого применяются знаки альтерации: диез (D повышает звук на полутон, бемоль (b) понижает звук на полутон.

Черные клавиши фортепиано (их пять в каждой октаве) — это повышенные или пониженные основные звуки (до-диез, ре диез, фа-диез, соль-диез, ля-диез; ре-бемоль, ми-бемоль, соль-бемоль, ля-бемоль, си-бемоль).

До-диез и ребемоль звучат одинаково. Также равны по звучанию ре диез и ми-бемоль, фа-диез и соль-бемоль, соль-диез и ля-бемоль, ля-диез и си-бемоль. Такие звуки называются энгармонически равными.

Энгармонизм — это одинаковое звучание при различном названии (в переводе с греческого языка «энгармонизм» означает «совпадающий»).

Звуки с диезом или с бемолем могут быть расположены и на белых клавишах: ми-диез и си-диез, энгармонически равные фа и до, а также фа-бемоль и до-бемоль, энгармонически равные

Mun cu.

Знак дубль-диез (x) повышает звук на целый тон, знак дубль-бемоль (b) понижает звук на целый тон. Например, до-дубль-диез равен по звучанию звуку ре, до-дубль-бемоль звучит как си-бемоль и т.д.

Знак бекар (4) отменяет знаки #, b, x, bb.

Полутоны и целые тоны бывают диатонические и хроматические.

Диатонические образуются между соседними ступенями (до — ре-бемоль, до — ре). Хроматические состоят из одной ступени в разных видах (до — до-диез, до — до-бемоль, до-бемоль — до-диез).

0

Автор публикации

не в сети 3 месяца

AnastasiyaGAVRILOVA

0
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 26-08-2024

Вы можете поделиться этой публикацией:

VK
Telegram
OK
WhatsApp
Email
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Если отчества нет, оставьте это поле пустым
Генерация пароля