Методическая разработка урока ОРКСЭ ОПК в 4 классе на тему:«Храмы города»
Цель:
Заложить представление о значимости храмов для нашего Отечества, нашей культуры
Сформировать представление о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
Задачи:
Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
Изучить правила поведения в храме.
Развивать интерес к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
Формирование чувства гордости за свою малую родину
Планируемые УУД:
Личностные:
Развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
Воспитывать сознательное бережное отношение к истории и культурному наследию и на этой основе формировать мотивацию нравственного поведения
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
Метапредметные:
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
Овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
Готовность слушать собеседника, вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Умение устанавливать взаимосвязь и обусловленность исторических событий Отечества и малой родины
Предметные:
Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей культурных традиций православной России;
Осознание ценности и духовности в человеческой жизни.
Формирование первоначальных представлений о храмах и их роли в истории и современности России.
Овладение духовной и историко-культурологической лексикой в объёме, предусмотренном требованиями Федерального государственного образовательного стандарта;
Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, групповая исследовательская работа, самостоятельная работа с источником информации.
Применяемые на уроке технологии:
- Информационно-коммуникационные, интерактивные технологии
- Технология уровневой дифференциации в личностно – ориентированном подходе к обучению
- Технология групповой деятельности.
- Технология проблемного обучения.
Планируемые предметные результаты:
Развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России; повышение познавательного интереса к предмету, развитие коммуникативных способностей..
Оборудование:
- ноутбук, проектор; интерактивная доска;
- Аудиозапись mp Церковный хор
- Видео-притча «История Александра Невского»
- Текст легенды «Александр Невский» Л.Ф.Прозаик
- Иллюстрации зданий
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности
— Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим виртуальную экскурсию , а куда… Попробуем догадаться. Человека в жизни окружает множество различных зданий. Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: зачем нужны эти здания человеку? ( Иллюстрации : жилой дом, стадион, магазин, почта, вокзал, храм)
Звучит церковная музыка.
-Где можно услышать такое пение? (в храме) Найдите среди этих иллюстрацию, где можно услышать такое пение? (храм)
-Что такое храм?(Храм — строение для совершения богослужения и таинств, главное из которых — литургия, во время которой верующие причащаются. В храме всегда есть алтарь, в котором находятся престол, жертвенник, на которых и совершается литургия. Это может быть либо отдельно стоящее здание (как правило — с куполом и крестом), либо оно может находиться внутри большого корпуса или дома (домóвый храм).)
-Кто из вас был в храме?
-Для чего предназначен храм? (Храм – центр нашей духовной жизни. В нем совершается наше духовное рождение и развитие, достижение цели нашей жизни; здесь мы принимаем Причастие, дающее жизнь вечную, получаем благословение и помощь Божию на семейную жизнь, исцеляемся от разных болезней души и тела, приносим молитвы Богу во всяких нуждах и жизненных обстоятельствах, получаем благословение для успеха во всех наших добрых начинаниях; здесь же нас провожают в жизнь загробную.)
-Какие храмы есть в нашем городе?
Демонстрация фото храма Александра Невского
-Как вы думаете куда мы совершим путешествие? (в храм Александра Невского )
-Отправляемся в наше путешествие. Закрываем глазки. (Звучит церковная музыка )
2.Актуализация знаний учащихся.
https://vk.com/album-101868335_296350257
— 12 сентября, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, митрополит Крутицкий и Коломенский Павел совершил Божественную литургию в Александро-Невском храме г. Егорьевска.
-Знакомо и вам имя Александра Невского ?
История Александра Невского для малышей — Видео (vk.com)
-Кто уже догадался о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О храме нашего города и о святом Александре Невском)
-На какие вопросы мы должны сегодня ответить? Прочитайте. (История возникновения Храма Александра Невского? Кто такой Александр Невский? Для чего люди ходят в храм?)
3.Решение проблемы.
-В течение некоторого времени ребята нашего класса готовили сообщение про храм Александра Невского. Давайте их послушаем.
-Продолжаем наше путешествие и отправляемся в храм. (Просмотр видео. Отрывок. 3минуты.)
https://yandex.ru/video/preview/9363607975039484221
-Зачем люди ходят в храм?
-Чем заняты люди в храме?
-Тихо ли в храме?
-Везде ли можно ходить?
(Высказывания детей)
— Люди, приходя в храм, учатся добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.
И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.
3.Заключение.
Самостоятельна исследовательская работа в группах по 4 человека.
Изучить легенду об Александре Невском и на лепестках ромашки написать качества, которыми обладал Александр Невский.
- Жизнь храмов можно сравнить с жизнью людей. Некоторые ушли от нас навсегда, потому что было время в нашей истории, когда храмы разрушались, осквернялись. Сейчас храмы восстанавливаются, строятся . Перед началом строительства храма первый камень закладывается с молитвой и благоговением. Новый храм освящается. Само слово «освятить» значит сделать святым, сделать принадлежностью самого Бога.
4.Подведение итогов.
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Закрываем глаза и возвращаемся обратно на урок. (Звучит церковная музыка)
-О чем мы сегодня с вами говорили , где побывали? (Высказывания детей)
-Ребята вы все знаете, что в школе существуют правила поведения учащихся. В храме также существуют правила. Давайте их повторим. Дети читают стихотворение «Правила благочестивого поведения» Автор Игумен Виссарион (Остапенко).
- Домашнее задание.
-Я прошу вас подготовить сообщения о других храмах нашего города.
6.Рефлекия
— С каким настроением вы заканчиваете урок?
— Давайте покажем это на нашем дереве: прикрепите свои ладошки-листики.
— Спасибо всем за урок!
Список используемой литературы:
- Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение, 2014.
- Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).
- Нечаев М.П., Яшкина И.С. Преподавание курса ОРКСЭ. Основы православной культуры. Поурочные разработки модуля. – М.: «Перспектива», 2015.
Материалы сети Интернет
- https://vk.com/album-101868335_296350257
- История Александра Невского для малышей — Видео (vk.com)
- https://yandex.ru/video/preview/9363607975039484221
Приложение 1
Легенда об Александре Невском
Княжил на Руси во времена монголо-татарского ига в Переяславле-Залесском князь Ярослав со своей княгиней. И родила ему княгиня двоих сыновей: Андрея и Александра. Оба сына получили православное воспитание и достойное образование. Но однажды вызвали Ярослава в Золотую Орду, там Ярослав и был казнён. Старший сын его, Андрей, в Переяславле княжить стал, а младший, Александр, не хотел князем становиться и решил отправиться в Новгород, где был большой мужской монастырь, чтобы постричься в монахи. Переоделся Александр попроще, взял благословение у матери и пошёл в Новгород.
…Вскоре Александр прибыл в Новгород, но у входа его остановили баскаки хана Золотой Орды:
Народ схватился за плащ Александра, порвали его на куски, но Александр стоял совершенно спокойный. Тут поднял вверх руку митрополит. Все расступились. Митрополит произнёс речь о том, что юноша прав, и народ неохотно согласился отдать дань. После того, как баскаки получили желаемое и уехали на своих вороных конях, митрополит подошёл к Александру.
— Я вижу, что ты храбрый человек. Кто ты, сколько тебе годков, какого ты роду, как нарекли тебя, кто твои родители и зачем ты сюда пришёл? — спросил митрополит у Александра.
— Меня нарекли Александром, мне шестнадцать лет, я — сын князя Ярослава, который недавно погиб. Я пришёл в мужской монастырь постричься в монахи. А зачем вы это спрашиваете? — удивился Александр.
— А потому я тебя расспрашиваю, что нет у Новгорода князя, ты сегодня показал себя с удивительной стороны. Я бы хотел, чтобы ты стал князем Новгорода. Что скажешь? — ошарашил Александра митрополит.
— Что я скажу?! Нет! Нет! И ещё раз нет! Я прибыл сюда не для этого и я не смогу княжить! — стал упираться Александр.
Александра и ушёл.
А на следующий день в постоялый двор, где остановился Александр, пришли митрополит с жителями Новгорода. Все люди кричали:
— Александра! Александра на княжение!….
Да, в постоялый двор пришёл юноша Александр, а спускался красивый, сильный князь Новгородский Александр Ярославович.
Перед походом Александр попросил благословения у митрополита …..
И начался бой. Александр, как стрела, подлетел на коне к главному шатру шведов и порвал его..
Все воины во главе с Александром ехали в главную Новгородскую церковь: стоять благодарственную службу. Александр ехал на белом коне, а люди кричали:
— Да здравствует князь Александр Невский!
Да, за эту победу Александра прозвали Невским.
— Спасибо вам!
………
—
… А тем временем, пока Александра одолевали воспоминания, советники всё спорили. Александр открыл глаза, сел прямо, улыбнулся от осенившей его идеи и заявил:
— Бой на озере давать будем!
— Как на озере?! Зачем?! — спросили хором все советники, только митрополит улыбнулся и шепнул Александру:
И вот идёт бой. Вооружённые, одетые в тяжёлые латы крестоносцы встали клином, соединили щиты, выставив копья, и стали похожи на ежа с гигантскими иглами. Русские стали отступать. Александр стоял под стягом с изображением Христа у Вороньего камня, сжав кулаки до боли и закусив губу, и шептал:
— Ну, давай, Боже, помоги: пусть лёд треснет…
Тут в разгаре боя посередине озера пробежала трещина. Все развернулись и застыли, но было поздно: лёд со скоростью мысли начал проваливаться под крестоносцами, причём не в одном месте, а сразу под всеми рыцарями.
Они пытались выкарабкаться, но в латах рыцари были так не подвижны, что не могли даже слезть с коней, которые тоже тонули. Увидев это, русские сошли на берег.
— Спасибо, Боже! — прошептал Александр и поцеловал край стяга. Уже скоро Александр и его войско праздновало победу. Александр въехал в Новгород на белом коне, все приветствовали его, как победителя. Потом Александр стоял благодарственную службу, только после этого под одобрительные крики князь Невский вернулся домой, к семье.
……
Много ещё событий было в сложной жизни Александра Невского, а когда сыновья его стали взрослыми, Александр оставил Русь на них, а сам исполнил мечту своей юности: постригся в монастырь. Когда не стало Александра, митрополит вышел к народу и сказал:
— Чадо Руси, осознаёте ли, что закатилось солнце земли Русской?
— Да, уже плачем! — со слезами на глазах отвечали новгородцы.
Народ оценил и духовные, и военные подвиги князя Александра, человека, который сделал колоссально много для страны в самое тяжёлое время. Храбрость Александра, честность, мудрость и любовь к Родине вошли в легенды. Не только историки и народ оценили свершения Александра, но и церковь: князя Александра Невского причислили к лику святых. А для меня он стал примером того, что человек способен на очень многое, только стоит в это поверить.
Приложение 2
«Правила благочистивого поведения» Автор Игумен Виссарион (Остапенко).
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они.
Со смиреньем, как мытарь,
На святой взирай алтарь,
Где Дух Божий обитает,
Благодатью их питает.
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Слушай пение и службу,
Разорви с бесами дружбу,
Козни их не принимай,
Слову Божию внимай.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
О всем мире помолись.
И скажу я от души:
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Не полезно это нам.
Приложись потом к Кресту,
Обещанье дай Христу,
Что исправиться намерен,
И пребудь обетам верен.
Хоть старушка, хоть девица —
Не посматривай на лица,
Очи в землю опусти,
О грехах своих грусти.
Время даром не губи,
Службу Божью полюби.
И пока душа в груди,
На молитву приходи.