Стекло. Синий_

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Методическая разработка урока ОРКСЭ ОПК в 4 классе на тему:«Храмы города»

Методическая разработка урока ОРКСЭ ОПК в 4 классе на тему:«Храмы города»

Цель:

Заложить представление о значимости храмов для нашего Отечества, нашей культуры

Сформировать представление о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

Задачи:

Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

Изучить правила поведения в храме.

Развивать интерес к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Формирование чувства гордости за свою малую родину

Планируемые УУД:

Личностные:

Развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

Воспитывать сознательное бережное отношение к истории и культурному наследию и на этой основе формировать мотивацию нравственного поведения

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

Метапредметные:

Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

Готовность слушать собеседника, вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Умение устанавливать взаимосвязь и обусловленность исторических событий Отечества и малой родины

Предметные:

Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей культурных традиций православной России;

Осознание ценности и духовности в человеческой жизни.

Формирование первоначальных представлений о храмах и их роли в истории и современности России.

Овладение духовной и историко-культурологической лексикой в объёме, предусмотренном требованиями Федерального государственного образовательного стандарта;

 

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, групповая исследовательская работа, самостоятельная работа с источником информации.

 

Применяемые на уроке технологии:

 

  1. Информационно-коммуникационные, интерактивные технологии
  2. Технология уровневой дифференциации в личностно – ориентированном подходе к обучению
  3. Технология групповой деятельности.
  4. Технология проблемного обучения.

Планируемые предметные результаты:

Развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России; повышение познавательного интереса к предмету, развитие коммуникативных способностей..

Оборудование:

  • ноутбук, проектор; интерактивная доска;
  • Аудиозапись mp Церковный хор
  • Видео-притча «История Александра Невского»
  • Текст легенды «Александр Невский» Л.Ф.Прозаик
  • Иллюстрации зданий

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности 

— Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим виртуальную экскурсию , а куда… Попробуем догадаться. Человека в жизни окружает множество различных зданий. Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: зачем нужны эти здания человеку? ( Иллюстрации : жилой дом, стадион, магазин, почта, вокзал, храм)

Звучит церковная музыка.

-Где можно услышать такое пение? (в храме) Найдите среди этих иллюстрацию, где можно услышать такое пение? (храм)

-Что такое храм?(Храм — строение для совершения богослужения и таинств, главное из которых — литургия, во время которой верующие причащаются. В храме всегда есть алтарь, в котором находятся престол, жертвенник, на которых и совершается литургия. Это может быть либо отдельно стоящее здание (как правило — с куполом и крестом), либо оно может находиться внутри большого корпуса или дома (домóвый храм).)

-Кто из вас был в храме?

-Для чего предназначен храм? (Храм – центр нашей духовной жизни. В нем совершается наше духовное рождение и развитие, достижение цели нашей жизни; здесь мы принимаем Причастие, дающее жизнь вечную, получаем благословение и помощь Божию на семейную жизнь, исцеляемся от разных болезней души и тела, приносим молитвы Богу во всяких нуждах и жизненных обстоятельствах, получаем благословение для успеха во всех наших добрых начинаниях; здесь же нас провожают в жизнь загробную.)

-Какие храмы есть в нашем городе?

Демонстрация фото храма  Александра Невского

-Как вы думаете куда мы совершим путешествие? (в храм Александра Невского )

-Отправляемся в наше путешествие. Закрываем глазки. (Звучит церковная музыка )

2.Актуализация знаний учащихся.

https://vk.com/album-101868335_296350257

— 12 сентября, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, митрополит Крутицкий и Коломенский Павел совершил Божественную литургию в Александро-Невском храме г. Егорьевска.

-Знакомо и вам имя Александра Невского ?

История Александра Невского для малышей — Видео (vk.com)

-Кто уже догадался о чем пойдет речь сегодня на уроке?  (О храме нашего города и о святом Александре Невском)

-На какие вопросы мы должны сегодня ответить? Прочитайте. (История возникновения Храма Александра Невского? Кто такой Александр  Невский? Для чего люди ходят в храм?)

3.Решение  проблемы.

-В течение некоторого времени ребята нашего класса готовили сообщение про храм Александра Невского. Давайте их послушаем.

-Продолжаем наше путешествие и отправляемся в храм. (Просмотр видео. Отрывок. 3минуты.)

https://yandex.ru/video/preview/9363607975039484221

-Зачем люди ходят в храм?

-Чем заняты люди в храме?

-Тихо ли в храме?

-Везде ли можно ходить?

(Высказывания детей)

— Люди, приходя в храм, учатся  добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.

И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.

3.Заключение.

Самостоятельна исследовательская работа в группах по 4 человека.

Изучить легенду об Александре Невском и на лепестках ромашки  написать  качества, которыми обладал Александр Невский.

  • Жизнь храмов можно сравнить с жизнью  людей. Некоторые ушли от нас навсегда, потому что было время в нашей истории, когда храмы разрушались, осквернялись. Сейчас храмы восстанавливаются, строятся . Перед началом строительства храма первый камень закладывается с молитвой и благоговением. Новый храм освящается. Само слово «освятить» значит сделать святым, сделать принадлежностью самого Бога.

 

4.Подведение итогов.

-Вот и подошло к концу наше путешествие. Закрываем глаза и возвращаемся обратно на урок. (Звучит церковная музыка)

-О чем мы сегодня с вами говорили , где побывали? (Высказывания детей)

-Ребята вы все знаете, что в школе существуют правила поведения учащихся. В храме также существуют правила. Давайте их повторим. Дети читают стихотворение  «Правила благочестивого поведения»  Автор Игумен Виссарион (Остапенко).

  1. Домашнее задание.

-Я прошу вас подготовить сообщения о других храмах нашего города.

6.Рефлекия

 — С каким настроением вы заканчиваете урок?

— Давайте покажем это на нашем дереве: прикрепите свои ладошки-листики.

— Спасибо всем за урок!

Список используемой литературы:

  1. Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение, 2014.
  2. Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).
  3. Нечаев М.П., Яшкина И.С. Преподавание курса ОРКСЭ. Основы православной культуры. Поурочные разработки модуля. – М.: «Перспектива», 2015.

Материалы сети  Интернет

  1. https://vk.com/album-101868335_296350257
  2. История Александра Невского для малышей — Видео (vk.com)
  3. https://yandex.ru/video/preview/9363607975039484221

Приложение 1

Легенда об Александре Невском

Людмила Федорова Прозаик

Княжил на Руси во времена монголо-татарского ига в Переяславле-Залесском князь Ярослав со своей княгиней. И родила ему княгиня двоих сыновей: Андрея и Александра. Оба сына получили православное воспитание и достойное образование. Но однажды вызвали Ярослава в Золотую Орду, там Ярослав и был казнён. Старший сын его, Андрей, в Переяславле княжить стал, а младший, Александр, не хотел князем становиться и решил отправиться в Новгород, где был большой мужской монастырь, чтобы постричься в монахи. Переоделся Александр попроще, взял благословение у матери и пошёл в Новгород.
…Вскоре Александр прибыл в Новгород, но у входа его остановили баскаки хана Золотой Орды:

Народ схватился за плащ Александра, порвали его на куски, но Александр стоял совершенно спокойный. Тут поднял вверх руку митрополит. Все расступились. Митрополит произнёс речь о том, что юноша прав, и народ неохотно согласился отдать дань. После того, как баскаки получили желаемое и уехали на своих вороных конях, митрополит подошёл к Александру.

— Я вижу, что ты храбрый человек. Кто ты,  сколько тебе годков, какого ты роду, как нарекли тебя, кто твои родители  и зачем ты сюда пришёл? — спросил митрополит у Александра.
— Меня нарекли Александром, мне шестнадцать лет, я — сын князя Ярослава, который недавно погиб. Я пришёл в мужской монастырь  постричься в монахи. А зачем вы это спрашиваете? — удивился Александр.
— А потому я  тебя расспрашиваю, что нет у Новгорода князя, ты сегодня показал себя с удивительной стороны. Я бы хотел, чтобы ты стал князем Новгорода. Что скажешь? — ошарашил Александра митрополит.
— Что я скажу?!  Нет! Нет! И ещё раз нет! Я прибыл сюда не для этого и я не смогу княжить!  — стал упираться Александр.
Александра и ушёл.
А на следующий день в постоялый двор, где остановился Александр, пришли  митрополит с жителями Новгорода. Все люди кричали:
— Александра! Александра на княжение!….

Да, в постоялый двор пришёл юноша Александр, а спускался красивый, сильный князь Новгородский Александр Ярославович.

Перед походом Александр попросил благословения у митрополита …..

И начался бой. Александр, как стрела, подлетел на коне к главному шатру шведов и порвал его..
Все воины во главе с Александром ехали в главную Новгородскую церковь: стоять благодарственную службу. Александр ехал на белом коне, а люди кричали:
— Да здравствует князь Александр Невский!
Да, за эту победу Александра прозвали Невским.

— Спасибо вам!

………

… А тем временем, пока Александра одолевали воспоминания, советники всё спорили. Александр открыл глаза, сел прямо, улыбнулся от осенившей его идеи и заявил:
— Бой на озере давать будем!
— Как на озере?! Зачем?! — спросили хором все советники, только митрополит улыбнулся и шепнул Александру:
И вот идёт бой. Вооружённые, одетые в тяжёлые латы крестоносцы встали клином, соединили щиты, выставив копья, и стали похожи на ежа с гигантскими иглами. Русские стали отступать. Александр стоял под стягом с изображением Христа у Вороньего камня, сжав кулаки до боли и закусив губу, и шептал:
— Ну, давай, Боже, помоги: пусть лёд треснет…
Тут в разгаре боя посередине озера  пробежала трещина. Все развернулись и застыли, но было поздно: лёд со скоростью мысли начал проваливаться под крестоносцами, причём не в одном месте, а сразу под всеми рыцарями.

Они пытались выкарабкаться, но в латах рыцари были так не подвижны, что не могли даже слезть с коней, которые тоже тонули. Увидев это, русские сошли на берег.

— Спасибо, Боже! — прошептал Александр и поцеловал край стяга. Уже скоро Александр и его войско праздновало победу. Александр въехал в Новгород на белом коне, все приветствовали его, как победителя. Потом Александр стоял благодарственную службу, только после этого под одобрительные крики князь Невский вернулся домой, к семье.

……

Много ещё событий было в сложной жизни Александра Невского, а когда сыновья его стали взрослыми, Александр оставил Русь на них, а сам исполнил мечту своей юности: постригся в монастырь. Когда не стало Александра, митрополит вышел к народу и сказал:
— Чадо Руси, осознаёте ли, что закатилось солнце земли Русской?
— Да, уже плачем! — со слезами на глазах отвечали новгородцы.
Народ оценил и духовные, и военные подвиги князя Александра, человека, который сделал колоссально много для страны в самое тяжёлое время. Храбрость Александра, честность, мудрость и любовь к Родине вошли в легенды.  Не только историки и народ оценили свершения Александра, но и церковь: князя Александра Невского причислили к лику святых. А для меня он стал примером того, что человек способен на очень многое, только стоит в это поверить.

Приложение 2

«Правила благочистивого поведения»  Автор Игумен Виссарион (Остапенко).
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они.

Со смиреньем, как мытарь,
На святой взирай алтарь,
Где Дух Божий обитает,
Благодатью их питает.

Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.

Слушай пение и службу,
Разорви с бесами дружбу,
Козни их не принимай,
Слову Божию внимай.

Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
О всем мире помолись.

И скажу я от души:
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.

Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Не полезно это нам.

Приложись потом к Кресту,
Обещанье дай Христу,
Что исправиться намерен,
И пребудь обетам верен.

Хоть старушка, хоть девица —
Не посматривай на лица,
Очи в землю опусти,
О грехах своих грусти.

Время даром не губи,
Службу Божью полюби.
И пока душа в груди,
На молитву приходи.

0

Автор публикации

не в сети 1 месяц

atatyanaqj3@yandex.ru

0
Комментарии: 0Публикации: 2Регистрация: 29-07-2024

Вы можете поделиться этой публикацией:

VK
Telegram
OK
WhatsApp
Email
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Если отчества нет, оставьте это поле пустым
Генерация пароля