Игровые и проектные задания для формирования финансовой грамотности на уроках математики в начальной школе
Не многие из нас могут всерьез задуматься над тем, насколько они финансово грамотны?
В наше время происходит опережающий темп роста расходов над доходами. Задумываемся ли мы в повседневной жизни: почему кто-то может накопить на отдых, покупку машины или квартиры, а кто-то живет от зарплаты до зарплаты?
Часто ли дома разговариваем со своими детьми о том откуда берутся деньги, каким образом они появляются в семье, какие есть необходимые ежемесячные затраты? Думаю, многие из нас подумают, что это проблемы только для взрослых, зачем рассказывать ребенку, то, что он не поймет? Стоит согласиться с мыслью о том, что если он не узнает о таких семейных основах, то он так и будет думать что у его родителей «бесконечный кошелек» и уже нередки случаи, когда ребенок не получив необходимую (как он считает) вещь начинает впадать в истерику, просто он искренне не понимает почему нельзя это купить? Но если вспомнить, что мы сами не умеем распоряжаться доходами, то как мы сможем научить этому наших детей?
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их преумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Обучая детей финансовой грамотности можно помочь им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями. Они раньше поймут цену деньгам и научатся правильно принимать финансовые решения. Детей необходимо учить управлять деньгами, брать ответственность за свои решения, приучать к бережному отношению к деньгам.
На уроках математики в начальной школе финансовая грамотность формируется с использованием разнообразных моделей:
Контекстной
Предметной
Внеурочной
Проектной.
Игровой
В начальной школе вводится понятие деньги, их функции, мера стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления. Учащиеся расширяют свои знания о денежных знаках, появляются монеты и купюры. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Появляется понятие цена товара, количество, стоимость покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Так же ведется уже разговор о карманных деньгах. Конечно в учебниках математики УМК «Школа России» не так уж много заданий по финансовой грамотности. На своих уроках и внеурочной деятельности дополняем знания умения и навыки по финансовой грамотности с помощью игр. Приведу примеры некоторых из них.
Первая игра
Игра «Кто больше знает финансовых терминов?»
Следующая игра
Игра «Найди слово по аналогии»
Игра «Что такое?»
Очень любят ребята разгадывать кроссворды по финансовой грамотности. Пример одного их них вы видите на слайде
При составлении таких кроссвордов использую материал из учебного пособия Сергея Федина «Финансовая грамотность»,2,3 класс
Ну и конечно же особым интересом пользуются ролевые игры. Такие как «Магазин», «Кафе», «аптека» и т.д. Очень хорошо когда в игре присутствуют любимые детские герои сказок. Экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления. Дети помогая решить проблемы возникшие перед сказочными героями, незаметно для себя овладевают знаниями о финансах.
Например ребята могут помочь Буратино купить предмет, который стоит 2 рубля. Отвечают на вопрос «Хватит ли Мальвине 10 рублей на покупку карандаша и ручки.
Также чтобы расширить кругозор детей и сделать математику для них более интересной , можно познакомить не только с понятиями, но и с историей появления денег. На урок приходят великий ученый , профессор Почемучкин и рассказывает ребятам интересные истории и факты финансовой грамотности.
Огромную помощь при подготовке мне оказывают пособия и материалы Ольги Викторовной Муравиной , которые можно найти на ее авторском сайте muravins.ru
При контроле за уровнем усвоения материала по финансовой грамотности на уроках математики и вд составляем с ребятами краткосрочные проекты по темам «Задачи расчеты», «Семейный бюджет», «Копилка» и т.д . Один из них представлю Вашему вниманию. Ребятам было предложено порассуждать на тему «Как накопить на любимую игрушку, с помощью шкалы финансовой цели».
Итог
Финансовая грамотность — это прежде всего знания и умения, показывающее степень осведомлённости в финансовых вопросах. Изучение финансовой грамотности с самого детства позволит ребенку иметь в будущем высокий финансовый IQ, а значит и легко привлекать деньги в свою жизнь.