Федеральный государственный образовательный стандарт обязывает школу научить ребенка самостоятельно добывать нужную информацию, систематизировать ее, обобщать и делать выводы.
В докладе Международной комиссии по образованию 21 века «Образование — скрытое сокровище» сформулированы четыре столпа, на которых должно строиться образование:
- научиться познавать;
- научиться делать;
- научиться жить вместе;
- научиться быть.
Основа системно-деятельностного подхода
Федеральный государственный стандарт базируется на системно-деятельностном подходе. Он подразумевает такое построение обучения, в котором главное внимание уделяется самостоятельной познавательной активности детей.
Учителю теперь отводится новая роль. Он обучает, структурирует понятие, которое нужно дать ребенку. Задача учителя — грамотно руководить деятельностью ученика так, чтобы он смог самостоятельно добыть необходимые знания.
Школа учит детей качественной коммуникации с другими людьми, чтобы они могли достигать своих целей. Для этого педагоги выбирают наиболее адекватные виды деятельности, которые подходят детям по возрасту.
Основной смысл применения системно-деятельностного подхода:
- развитие личности;
- развитие социальности;
- познавательное развитие;
- коммуникативное развитие.
Фундаментальное ядро общего образования
Требования к преподаванию отражены в Фундаментальном ядре содержания общего образования. В этом базовом документе установлены универсальные учебные действия и предметные знания, необходимые каждому ученику.
Каждый ребенок должен уметь:
- определять для себя цели;
- самостоятельно планировать пути достижения цели;
- выбирать наиболее эффективные способы решения.
Принципы системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход в целом мотивирует школьников к самостоятельному познанию. Базируется он на ряде принципов:
- деятельности;
- непрерывности;
- целостности;
- минимакса;
- психологической комфортности;
- вариативности;
- творчества.
Школа всегда использовала и будет использовать разные типы уроков. Системно-деятельностный подход делит уроки на следующие типы:
- уроки открытия нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки общей топологической направленности;
- уроки развивающего контроля
Урок, в свою очередь, делится на этапы:
- Мотивация или самоопределение к учебе.
- Актуализация плана. Подготовка мышления к проектированию деятельности и самостоятельному выполнению учебного действия.
- Закрепление знаний. Для этого практикуется проговаривание вслух.
- Самостоятельная работа. Это выполнение каких-то упражнений, рисунков, чтобы решение проблемы закрепилось.
- Подключение системы знаний и повторение. Для определения границ применимости этого нового знания.
- Рефлексия учебной деятельности. Оценка полученных знаний, обсуждение достигнутых знаний и возможность их применения.
Проверьте, насколько хорошо вы знаете принципы и особенности системно-деятельностного подхода! Примите участие во Всероссийской олимпиаде «Деятельностный подход в образовании».