Внеурочная деятельность — важная составляющая школьного обучения. Она является органическим продолжением учебных занятий.
Ее основные функции:
- Помочь учителю и ребенку освоить новый вид деятельности. Например, при изучении нового для ребенка предмета или при переходе из садика в школу;
- Создать мотивацию к учебе. К примеру, создать исторический кружок. У детей появляется интерес к истории родного края, который расширяется на всемирную историю. Ребенок начинает понимать, что история сама по себе очень интересна;
- Расширить образовательное пространство, создающее специальные условия для развития;
- Создать необходимые обстоятельства для взросления, поддержать в моменты адаптации и социализации все 11 лет учебы.
Если педагог планирует организовать какой-либо кружок, то нужно определиться в каком направлении он будет:
- духовно-нравственном;
- спортивно-оздоровительном;
- социальном;
- общеинтеллектуальном;
- общекультурном.
Можно выделить 6 форм внеурочной деятельности:
- Кружки;
- Краеведческие, исторические, культурные и другие студии;
- Сетевые сообщества, спортивные и юношеские организации;
- Научно-практические исследования, олимпиады и конкурсы;
- Общественные практики;
- Военно-патриотические объединения.
В отличие от урочной, внеурочная деятельность осуществляется на добровольной основе в зависимости от выбора учеников, родителей, учителей.
То есть, если ученики класса не хотят один кружок, а хотят другой, то они договариваются с педагогом и решают, какой кружок нужен.
Структура рабочей программы курса определяется по ФГОС и содержит:
- Пояснительную записку, в которой указано, что запланировано и для чего;
- Общую характеристику курса;
- Личностные и метапредметные итоги изучения курса;
- Содержание курса;
- Тематическое планирование с установлением основных видов внеурочной деятельности;
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса.
Все это пишется в свободной форме.
Внеурочную деятельность можно проводить путем электронного обучения и дистанционно. Решение школа принимает самостоятельно, заключается договор с организацией.
Для внеурочной деятельности можно брать в пользовании помещения, оборудование, а также кадры для мастер-классов и практических занятий.
Внеурочная работа фиксируется в тарифицируемой педагогической нагрузке. Контроль за посещением занятий обеспечивает классный руководитель.
Вопросы, на которые надо ответить, создавая внеурочную рабочую программу
- Как в содержании рабочей программы выполнен системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию?
- Какие формы познавательной деятельности учеников приняты ведущими в силу возраста?
- Каким образом в процессе изучения предмета организована проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся?
- Как изучение предмета способствует духовно-нравственному развитию учащихся?
Внеурочная работа в каникулы
Формы внеурочной работы во время каникул могут быть разными. Назовем основные характеристики деятельности:
- Тематические лагеря, которые создают на основе школ и организаций дополнительного образования;
- Занятия по внеурочной программе на летних каникулах не должны расходиться с рабочими программам внеурочной деятельности;
- В пределах основной программы услуги детям оказывают бесплатно;
- Внеурочную деятельность не рекомендуется рассматривать как средство дополнительного заработка.
Проверьте свои знания по организации внеурочной деятельности, участвуя во Всероссийской олимпиаде «Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС»!