Стекло. Синий_

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Минимум участия взрослых и максимум вовлечённости детей: раскрытие детского потенциала через социально-ролевые игры

Современные общественные реалии и формируемые под их влиянием стандарты дошкольного образования предъявляют к детям завышенные требования. Они ограничивают свободу и смещают вектор развития дошкольников: приоритет отдаётся обретению знаний, а не наработке социально-коммуникативных навыков.

Однако именно общение со сверстниками формирует каркас личности и основу для её успешного взаимодействия с социумом во взрослом возрасте. Специалисты предлагают по-новому взглянуть на сферу социально-коммуникативного развития и получить максимум пользы от поощрения детской игровой деятельности.

Какие формы игры выбрать воспитателю?

Задача работников ДОУ – развивать и поддерживать игровую деятельность детей. Обычно внимание уделяют играм с правилами, дидактическим программам с элементами обучения.

Несомненно, они способствуют интеллектуальному развитию ребёнка. Однако в приоритете – сюжетно-ролевое направления.

Именно этот тип игры становится решающим в формировании личности ребёнка и помогает обрести ключевые коммуникативные навыки.

Назовём особенности сюжетно-ролевых игр:

  • подходят для детей от 3-х лет (в этом возрасте формируется необходимый навык);
  • проводятся под контролем взрослых, но без их непосредственного участия (в основе игры – взаимодействие сверстников);
  • требуют наличия общего смыслового поля (общего сюжета, понятного каждому участнику игры).

Задача воспитателя здесь – вовлечь детей в игру, предложить тему или придумать её вместе с детьми.

Не нужно навязывать правила. Изменение игровых сюжетов в процессе – обязательная составляющая сюжетно-ролевых взаимодействий.

Вторая функция взрослого – наблюдение. В игре ребёнок демонстрирует уровень своего развития и потенциал, который не всегда виден в обычной деятельности.

3 составляющих успешной организации сюжетно-ролевых игр в ДОУ:

  1. Взрослый должен стать игровым партнёром ребёнка, чтобы вовлечь его в процесс.
  2. Игра строится так, чтобы дети были сориентированы на сверстников.
  3. Воспитатель должен чётко понимать, какой игровой способ он транслирует детям.

Включение традиционных игр в программу

Традиционные игры игнорируются большинством педагогов. Считается, что фольклорные традиции тяжелы для усвоения современными детьми и могут быть заменены более близкими дошкольникам сюжетами.

Тем не менее именно через подобные игры ребёнок осваивает важнейшие культурные практики, которые в дальнейшем становятся основой осознанного нравственного поведения.

Главные принципы внедрения фольклорных традиционных игр в программу дошкольного образования:

  • сохранение всех элементов игры в её первозданном виде (не упрощать правила, не изменять имеющиеся ритуалы – тексты песен, набор движений и пр.);
  • минимум акцента на морализаторских принципах (нравственное обучение происходит на всём протяжении игры, никаких отдельных указаний на хорошее или плохое поведение детей в процессе взаимодействия не требуется);
  • постоянный поиск новых игр и их использование на регулярной основе.

Хотите оценить свои знания по формированию социально-коммуникативных навыков дошкольников? Примите участие во Всероссийской олимпиаде «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».

0

Автор публикации

не в сети 4 месяца

Имя Фамилия

0
Комментарии: 0Публикации: 57Регистрация: 19-05-2023

Вы можете поделиться этой публикацией:

VK
Telegram
OK
WhatsApp
Email
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Если отчества нет, оставьте это поле пустым
Генерация пароля