Конструктивизм – это развитие идей Ж. Пиаже, предложенное философом образования С. Папертом. По мнению Паперта, для обучения важно, чтобы ученик создавал нечто вне своего сознания.
Суть конструктивного подхода в том, чтобы учащиеся не пассивно усваивали знания, а сами осмысливали и выстраивали их в своем сознании на основе уже имеющегося опыта.
Отличие учителя-конструктивиста от традиционного педагога в том, что он старается создать условия, в которых ученик сам будет искать ответы на волнующие его вопросы. Результатом станет самостоятельное построение нового знания школьником, а также включение этого знания в уже существующие у него представления о мире, сформированные предыдущим опытом.
Например, учитель может предложить классу построить мост в миниатюре, чтобы учащиеся путем проб и ошибок смогли усвоить нюансы инженерного дела.
Можно применять конструктивизм на уроках информатики, например, в 9 классе в разделе «Архитектура компьютера» рассматривается тема «Логические схемы и выражения», с целью обучения учащиеся учатся строить логические схемы и логические выражения.
По этой теме можно предложить ученикам в программе Logicly построить логическую схему на основе логического выражения.
Используя знания по физике и информатике, ученики могут построить логические схемы и, если они правильно построены, они могут видеть результат своей работы, в каких случаях горит лампочка, а в каких – нет.
Рисунок 1. Логические элементы.
Рисунок 2. Работа в программе Logicly.
Еще один пример конструктивизма в обучении – различные групповые работы. К таким групповым активностям относятся взаимный опрос, метод мозаики, структурированная полемика.
Например, можно использовать структурированную полемику на уроке, для этого требуется:
- Сформировать совместные команды по 3-4 человека.
- Определить проблемы или проблему и определите две позиции.
- Назначить каждой команде уникальную позицию, если это возможно.
- Каждая команда исследует свою позицию и формулирует основные идеи и детали.
- Каждая команда меняет точки зрения и суммирует позиции других.
- Все команды собираются вместе, чтобы сформулировать согласованную позицию, основанную на информации и взглядах каждой команды.
- Каждый человек пишет обоснованное личное мнение о том, какую позицию следует поддержать.
Также можно применить метод обсуждения Харкнесса. В ней учащиеся сидят в кругу, мотивируя и контролируя собственное обсуждение. Учитель действует как можно меньше.
В данном случае функция учителя – наблюдать, хотя учитель может начать, изменить или даже направить обсуждение.
Доклады – ещё один вариант применения конструктивизма в классе. При рассмотрении большой темы этот вариант позволит ученикам выбрать для углубленного изучения те её аспекты, которые больше всего их заинтересуют.
Следующий вариант – проекты. Основным компонентом проектной деятельности учащихся является наличие социально значимой задачи (проблемы), практической, т.к. работа над проектом и будет являться решением данной проблемы. Как правило, перед всем классом ставится одна проблема, но каждая группа находит пути её решения самостоятельно, поэтому результаты получаются абсолютно разными.
Не менее важно уделять внимание диалогу в классе. В диалоге ученики и учителя – это равные партнеры.