Снижение престижа профессии учителя ставит ребром вопрос о привлечении старшеклассников к выбору преподавательского будущего. Сделать это можно путем проведения качественной профориентационной работы, направленной на выявление склонностей к педагогической деятельности. Наиболее оптимальный формат такой работы – клуб для старшеклассников, мотивированных на получение педагогических специальностей.
Клубная форма позволяет решить ряд проблем организаций среднего и высшего педагогического образования, таких как повышение престижа профессии педагога, качество отбора абитуриентов, включая рост количества выпускников, осознанно выбирающих педагогическую специальность, и так далее.
Ранее мы рассмотрели общие вопросы организации школьного профориентационного клуба, здесь же перейдем к конкретике.
Цели клуба для будущих педагогов
- Познакомить школьников с профессией педагога, развить начальные педагогические компетенции.
- Сформировать профессионально важные качества, мотивы умения и навыки педагогической и организаторской деятельности.
- Развить способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
- Заложить основы профессиональной культуры педагога.
- Способствовать становлению сознательного отношения к труду в целом и к своей профессиональной деятельности в частности.
- Обеспечить эффективность отбора абитуриентов в педагогические образовательные организации.
Функции и содержание работы Клуба
Помимо общих функций, перечисленных в предыдущей статье, можно выделить специфические, а именно:
- установление и поддержание связи с ведущими педагогическими вузами и колледжами города;
- организация и проведение встреч со знаменитыми педагогами и представителями педагогических вузов и колледжей;
- организация экскурсий на педагогическую тематику;
- мотивирование школьников на получение педагогической профессии.
Преимущества внедрения клуба для старшеклассников, мотивированных на получение педагогических специальностей, для региональной системы образования:
- Преемственность в организации педагогического образования.
- Успешное внедрение механизмов реализации профессионального стандарта педагога.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов.
- Пробное введение различных моделей Клуба с целью определения лучшей из них.
- Увеличение количества студентов, ориентированных на дальнейшую карьеру в педагогической среде.
- Разработка и реализация дополнительных образовательных программ с ориентацией на педагогическую профессию.
- Решение проблемы дефицита педагогических кадров.
Подходы к организации клуба для будущих педагогов (по Л. В. Байбородовой)
Существует два основных подхода к организации клуба для старшеклассников, мотивированных на получение педагогических специальностей, – практико-ориентированный и субъектно-деятельностный.
Практико-ориентированный подход направлен на применение школьниками психолого-педагогических знаний, усвоенных на этапе допрофессиональной подготовки, для решения практических задач, связанных с педагогической деятельностью.
Субъектно-деятельностный подход к допрофессиональной подготовке включает:
- Организацию совместно со школьниками разнообразной учебной и общественно значимой деятельности, имеющей черты будущей педагогической профессии.
- Самостоятельную постановку обучающимися целей и задач предстоящей деятельности.
- Проектирование, построение и реализацию своих профессиональных и учебных планов.
- Участие в различных видах деятельности, требующих творческого подхода, непрерывного поиска новых задач и средств их решений.
- Разработку учащимся индивидуальной образовательной программы.
- Участие школьников в составлении плана допрофессионального образования, выборе его формы и способов оказания помощи со стороны педагогов и других специалистов.
- Предоставление ученику права оценивать результаты всех видов деятельности, анализировать образовательные достижения.
- Создание ситуаций полной ответственности и независимости при организации мероприятий, которые позволяют объективно оценить достижения учащихся.
Как определить содержание допрофессиональной педагогической подготовки?
Для этого необходимо учитывать следующие положения:
- Содержание подготовки определяется возрастными характеристиками, индивидуальными особенностями, потребностями, интересами и склонностями, уровнем образовательных достижений учащихся, степенью их концентрации на педагогической профессии.
- Содержание допрофессионального педагогического образования открыто по отношению к динамике преобразований в различных сферах общества, поскольку требования к профессиональной педагогической деятельности меняются в соответствии с реалиями жизни. Это позволяет быстро адаптировать содержание к новым образовательным подходам и требованиям.
- Важно обеспечить развитие личностных качеств каждого учащегося, значимых для его будущей педагогической деятельности.
- Необходимо, чтобы работа Клуба отражала общие профессиональные компетенции, определенные в Стандарте педагога, но не дублировала содержание программ, которые осваивают студенты профильных учебных заведений.
- Допрофессиональная подготовка должна быть ориентирована на практику, иметь прикладной характер, чтобы обеспечить решение актуальных и реальных педагогических проблем, возникающих в школьной жизни.
- Следует учить школьников смотреть на проблемную ситуацию с разных сторон и позиций, обращать внимание на разные точки зрения, привлекать их к применению приобретенных знаний и навыков в различных ролевых позициях и ситуациях.
Многофункциональное и поэтапное содержание допрофессионального педагогического образования реализуется с использованием различных технологий, форм и методов. При их отборе необходимо обеспечить:
- применение средств, которые способствуют развитию творческих способностей, самостоятельности и ответственности обучающихся;
- увеличение доли проблемных, дискуссионных методов и технологий;
- доминирование активных технологий практической и предметной направленности;
- расширение проектной и исследовательской деятельности социально-профессиональной направленности;
- использование средств, развивающих личностные характеристики концепции «Я-педагог»;
- применение рефлексивно-аналитических средств оценки деятельности, достижений, событий.
Формы и технологии
- Обсуждение книг, телепередач, фильмов на педагогическую тематику.
- Научно-практические конференции, посвященные результатам собственных исследований по социально-педагогическим проблемам.
- Диспуты, дебаты, дискуссии, связанные с педагогической деятельностью.
- Педагогические киноклубы, дискуссионные клубы по проблемам воспитания и образования, взаимодействия педагогов и учащихся.
- Создание буклетов или презентаций о деятельности педагогов своей школы, о педагогических династиях, выпускниках, ставших учителями, об известных отечественных и зарубежных педагогах прошлых лет.
- Сюжетно-ролевые и импровизированные игры с выполнением организаторских и педагогических ролей.
- Тренинги, решение проблемных психолого-педагогических задач, анализ педагогических ситуаций.
- Социально-профессиональные пробы, включающие выполнение конкретных действий как в специально запланированных жизненных ситуациях, так и в учебных, игровых, развлекательных мероприятиях, которые позволяют лучше понять свои способности, освоить новые формы и модели поведения.
- Встречи с интересными и любимыми педагогами, представителями педагогических династий. При этом информация о педагоге собирается учащимися заранее, продумывается форма подведения итогов беседы, возможно создание видеотеки встреч, фотоальбома или выпуска газеты.
- Коллективная творческая работа, реализация проектов социально-педагогической направленности, волонтерская деятельность, в рамках которых учащиеся на собственном опыте осваивают современные образовательные технологии, приобретают наиболее важные с профессиональной точки зрения качества.
- «Профессиональное портфолио», которое может включать интервью, вырезки из газет, рисунки, сочинения, отзывы о встречах с педагогами, анализ социально-педагогической практики, социально-профессиональных проб; отражать материалы рефлексии, достижения в педагогических олимпиадах и конкурсах.
Важно включать школьников, ориентированных на педагогическую профессию, в различные формы совместной деятельности с педагогами: проведение совместных дискуссий по проблемам обучения и воспитания, подготовка мероприятий, участие в педагогических советах, работе методических объединений и другое.
Разнообразие образовательных услуг, многолетний опыт учреждений дополнительного образования, осуществляющих профориентацию детей, позволяют предложить различные модели допрофессионального образования, способные во взаимодействии со школьным клубом ориентировать выпускников на педагогическую деятельность и профессиональное самоопределение. К таким моделям относятся:
- «педагогические классы»;
- «школа юного педагога»;
- социально-педагогическая практика обучающихся;
- элективные курсы психолого-педагогической направленности;
- разнообразные виртуальные формы обучения;
- допрофессиональная педагогическая подготовка школьников по индивидуальным образовательным проектам;
- областная педагогическая олимпиада.
Использование этих моделей в совокупности с работой клуба для старшеклассников, мотивированных на получение педагогических специальностей, позволит реализовать комплексный подход к профориентации школьников, привлечь их к дальнейшей педагогической деятельности.
Отбор учащихся в Клуб должен осуществляться на основе предварительной диагностики, которая может быть проведена путем анкетирования, беседы с учениками, анализа образовательных достижений и продуктов деятельности, а также по желанию самого ребенка.
Дополнительные материалы
Источники:
Байбородова, Л. В. Концептуальные основы и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников // Ярославский педагогический вестник, 2015. – № 5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-i-modeli-doprofessionalnoy-pedagogicheskoy-podgotovki-shkolnikov/viewer