Стекло. Синий_

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Кейс-технологии как эффективный метод обучения и воспитания в начальной школе

Образовательные технологии не стоят на месте. Раньше учителя старались внедрять новые интересные формы занятий ближе к старшей школе, сейчас же стоит вопрос о том, как заинтересовать учащихся начальной школы. Это обусловлено стремительным технологическим прогрессом и тем фактом, что дети гораздо раньше приобретают навык владения всевозможными гаджетами, поиском информации в интернете.

Активизировать познавательную деятельность школьников становится всё сложнее. Это актуальная проблема.

Современная система образования ориентирована на практическое применение полученных умений и навыков.

Для решения этих задач можно использовать кейс-технологию. Эта технология обучения не новая. Она возникла в школе бизнеса Гарвардского университета и заключалась в следующем: студенты на занятиях рассматривали сложные ситуации, в которых когда-то действительно оказывались сотрудники тех или иных фирм. Задачей было познакомить учащихся с практической деятельностью, а также научить высказывать своё мнение, анализировать различные точки зрения, аргументировать свои ответы.

Студенты, которые сталкивались с разбором реальных ситуаций во время учёбы, становились более эффективны в своей профессиональной деятельности.

Со временем кейс-технологии перекочевали в старшую школу, потом в – среднюю школу и сейчас активно внедряются в образовательный процесс начальной школы. Эта тенденция связана в первую очередь с необходимостью формирования у обучающихся коммуникативных УУД.

В России кейс-технологии ещё называют методом анализа конкретных ситуаций или ситуационными задачами.

Метод конкретных ситуаций или кейс-технология – это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Подразумевается, что обучающиеся должны изучить ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейс основывается на реальном фактическом материале и приближен к реальной жизненной ситуации.

Конечно, для того чтобы работать с кейсами, учителю необходимо больше времени на подготовку. Ведь нужно продумать реальную ситуацию, которую можно взять за основу, адаптировать её к возрастным особенностям учащихся, сделать её максимально доступной для всех учеников и в то же время органично соединить кейс с темой урока и преподаваемым материалом.

В кейс-технологии используются следующие методы:

  • метод инцидентов;
  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • игровое проектирование;
  • ситуационно-ролевая игра;
  • метод дискуссии;
  • метод case-study.

Рассмотрим особенности каждого метода.

Метод инцидентов

Это ключевой метод в кейс-технологии. Его цель – поиск информации учеником и, как следствие, обучение его работе с необходимой информацией, её сбором, систематизацией и анализом. Обучающиеся получают часть кейса в письменной или устной форме по модели «что-то случилось» или «что-то произошло».

Преимущество этого метода в том, что дети выполняют задания на практике и, соответственно, лучше усваивают материал. Однако, если в старшей школе применить данный метод не составит большого труда (школьники в этом возрасте уже способны дискутировать на серьёзные темы, рассматривать реальные ситуации), то в начальной школе предложенная ситуация должна быть настолько исключительной, чтобы заинтересовать учащихся. Это вызывает определённую трудность, ведь учителю необходимо создать такую атмосферу, чтобы ученику захотелось решить проблему, которая встала перед ним.

Например, возьмём тему урока «Способы размножения растений» по дисциплине «Окружающий мир».

Описание ситуации:

Дети находят под дверью класса конверт с письмом (лучше заранее подсунуть конверт под дверь, пока дети находятся, к примеру, на уроке физкультуры) от инопланетян, населяющих вымышленную планету. Случилось следующее: из-за того, что жители планеты загрязняли природу, все растения на планете исчезли. Поэтому инопланетяне просят учеников помочь им размножить те образцы, что у них остались.

Реализация: в течение урока дети, объединившись в группы, добывают информацию из заранее подготовленных учителем источников (учебник, распечатки для каждой группы, интернет и т.д.), затем делятся друг с другом полученными знаниями.

Результат работы: каждая группа пишет письмо для инопланетян о том способе размножения растений, который она изучала. Таким образом дети закрепляют пройденный материал.

Метод разбора деловой корреспонденции

Этот метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации или проблеме. Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов. Цель ученика – занять позицию человека, ответственного за работу с входящими документами и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Данный метод лучше использовать в старшей школе. Однако и для младших школьников его можно адаптировать в формате работы с какой-то входящей информацией, источником информации.

В качестве примера приведём задание для 4-го класса «Безопасный путь от дома до школы». Суть в том, что четвероклассники как старшие товарищи должны поделиться своими знаниями ПДД с первоклассниками. Все  необходимые материалы по ПДД детям предоставляются (здесь эти материалы выступают в качестве входящей документации).

Результат работы – нарисованная карта пути от дома до школы.

Игровое проектирование

Цель игрового проектирования – создать или усовершенствовать проект. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых разрабатывает свой проект. Такая работа несёт в себе элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять изучаемые явления, увидеть пути развития.

Проекты могут быть разных типов: творческие, исследовательские, аналитические, прогностические и т.д.

В качестве примера приведём проект для учащихся 3-го класса «Школьный сад» в рамках дисциплины «Окружающий мир». Он подразумевает создание мини-экскурсии по растениям, растущим на территории школы.

Реализация проекта: дети делятся на группы и выполняют задания. Одна группа помогает учителю собирать информацию, вторая оформляет таблички с названиями и картинками растений, третья группа – экскурсоводы.

Результат работы: каждый ученик получает легенду о растении, которое есть в школьном саду; организатор проводит участников экскурсии по определённым точкам маршрута, а дети, стоя возле своего растения, рассказывают о нём.

Важно, что в данном случае информация подаётся не сухими фактами о конкретном растении, а переплетается с легендой, связанной с названием, магическими свойствами и т.д.

Преимущество такого вида работы в том, что в ней задействованы все ученики: кто-то выступает в роли экскурсовода и развивает свои коммуникативные навыки (поставленная речь, ответы на вопросы и т.д.), кто-то рисует (творческие способности), кто-то отмечает точки на карте, кто-то водит экскурсию (организаторские способности) и т.д.

Ситуационно-ролевая игра

В основе метода – инсценировка правдивой истории: правовой, социальной, психологической ситуации. Благодаря ему ученики получают возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Возьмём, например, занятие в 1-м классе «Этикет в общественном транспорте». Можно проиграть с детьми несколько ситуаций из общественного транспорта, чтобы оценить, какие правила этикета знакомы учащимся, а какие нет, и в дальнейшем проработать их.

Метод дискуссии

Дискуссия – обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям изучения принадлежат групповые и межгрупповые дискуссии.

Этот метод больше подходит для старшеклассников, так как он менее наглядный, чем вышеперечисленные.

Метод case-study

Цель метода – совместными усилиями проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты решения проблемы, оценить их и выбрать лучший. Для метода характерен большой объём материала, так как помимо описания случая предоставляется и дополнительная информация, которой могут пользоваться ученики. Основной упор при рассмотрении ситуации делается на анализ и синтез проблемы,  на принятие решений.

Далее рассмотрим, какие существуют этапы работы с кейсами и почему кейс-технология эффективна.

Этапы работы с кейсами:

  1. Знакомство с ситуацией, её особенностями.
  2. Выделение основных проблем и персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию.
  3. Предложение концепций или тем для мозгового штурма.
  4. Анализ последствий принятия того или иного решения.
  5. Решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

Эффективность кейс-технологии:

  1. Развитие навыков структурирования информации.
  2. Освоение технологии выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических).
  3. Актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений.
  4. Эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения.
  5. Разрушение стереотипов и штампов в организации поиска верного решения.
  6. Стимулирование инноваций за счёт синергии знаний – развитие системного, концептуального знания.
  7. Повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.

Виды кейсов:

  • Практические – реальные жизненные ситуации, детально и подробно описанные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков, подведению к принятию решения в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
  • Обучающие – это модели типовых ситуаций, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальны, а такие, какие они могут быть в жизни, то есть не отражают жизнь один к одному.
  • Научно-исследовательские – выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведении в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

Ко всем видам кейсов предъявляются следующие требования в плане содержания:

  1. В основу должна быть положена конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (речь идёт о классической кейс-технологии, а не об адаптации для начальной школы).
  2. Информация может быть представлена неполно, носить только ориентирующий характер.
  3. Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности (для облегчения или усложнения решения задачи).

Роль учителя в кейс-ситуациях:

  • сторонний наблюдатель;
  • организатор общей дискуссии;
  • зритель, который оценивает и указывает направление деятельности;
  • непосредственный участник.

Характеристика хорошего кейса

  1. Хороший кейс рассказывает какую-то интересную историю.
  2. Хороший кейс фокусируется на теме, которая вызывает интерес.
  3. Хороший кейс основывается на недавно полученных теоретических знаниях.
  4. Хорошо подобранный кейс может вызывать чувство сопереживания героям кейса.
  5. Хороший кейс включает цитаты из источников.
  6. Хороший кейс содержит проблемы, которые понятны ученику.
  7. Хороший кейс требует оценки уже принятых решений.

Станьте настоящим мастером кейс-технологии – изучите наш курс «Кейс-технологии в образовательной деятельности» и получите удостоверение о повышении квалификации!

0

Автор публикации

не в сети 4 месяца

Имя Фамилия

0
Комментарии: 0Публикации: 57Регистрация: 19-05-2023

Вы можете поделиться этой публикацией:

VK
Telegram
OK
WhatsApp
Email
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Если отчества нет, оставьте это поле пустым
Генерация пароля