В современном мире креативность, или способность нестандартно смотреть на вещи и находить нетипичные решения, является очень ценным качеством. В эпоху интернета, когда нам доступна любая информация, крайне сложно чем-то удивить.
Вдобавок – мало стимулов создавать что-то новое, когда под рукой уже имеется масса готовых вариантов. Тем важнее уметь «включать» творческие способности – ведь это двигатель прогресса в любой сфере.
Двоечник или Нобелевский лауреат?
Известно, что Гоголь в детстве никогда не получал больше тройки за сочинение, а Эйнштейна вообще хотели исключить из школы, считая умственно отсталым. Зачастую учителя негативно относятся к попыткам ученика выйти за рамки установленных правил при выполнении задания: это ассоциируется с невыученным уроком и поиском «лазеек».
В какой-то степени это так, но в то же время гибкость ума и изобретательность – это и есть признаки креативной личности. Такому ученику рекомендуется ставить не двойку, а, как минимум, 6-7 баллов за приложенные усилия, творческий подход и смекалку.
Какие методы развития креативности можно практиковать в школе?
Фрирайтинг (свободное письмо)
Ученик получает задание в течение 10-20 минут писать все, что приходит в голову по поводу решаемой проблемы, не заботясь о стилистике и грамматике. Фиксируются любые идеи, это своего рода индивидуальный мозговой штурм на бумаге. Впоследствии из этого потока мыслей отбираются действительно интересные, рабочие варианты.
Правила фрирайтинга:
- работать в четких временных рамках;
- писать быстро и непрерывно;
- не прилагать сверхусилий, «отпустить» сознание;
- развивать свои мысли, не только набрасывая идеи, но и делая выводы;
- задавать себе новые вопросы.
Упражнение «Воображариум»
Поиск нестандартных решений, который можно попробовать на любом уроке – математика, труд, литература.
В это время ученикам позволено без стеснения высказывать любые, даже самые абсурдные идеи, однако все же соблюдаются определенные правила (фантазия и глупость – разные вещи).
Ролевая игра «Мечтатель, реалист и критик»
Представляем себе трех разных людей с разными характерами и типами личности, и пытаемся взглянуть на предложенную задачу их глазами.
Вначале рассуждаем как мечтатель, романтик и фантазер. Затем пытаемся мыслить как прагматик, практичный реалист, заинтересованный прежде всего в выгодном применении. А в конце обрушиваемся на все изложенные идеи как критик, привереда, ищущий слабые места.
Учитель может раздавать роли разным ученикам, а можно всем классом, как коллективным действующим лицом, поочередно побыть каждым из трех персонажей.
Метод «Шесть шляп»
При решении задачи ученикам предлагается по очереди надеть на себя шесть воображаемых шляп разного цвета.
В белой необходимо тщательно и беспристрастно проверить все факты, в желтой – оценить преимущества, в черной – отыскать недостатки, в зеленой – подбросить еще несколько идей, в красной – эмоционально отреагировать по поводу проблемы и найденного решения, в синей – подвести итоги проделанной работы.Хотите проверить свои знания по развитию творческих способностей школьников? Примите участие во Всероссийской олимпиаде «Методы развития креативного мышления и творческих способностей школьников в рамках реализации ФГОС».