Педагогическая профессия подразумевает постоянное совершенствование своих навыков, знаний и компетенций как путем различных программ и курсов повышения квалификации, на которые педагога направляет образовательная организация, так и самостоятельно через чтение профильной литературы, участие в вебинарах, конференциях и так далее. Чтобы у преподавателя было стремление саморазвиваться и самообразовываться, причем делать это эффективно, необходимо формировать культуру самообразования будущих педагогов уже на этапе студенчества.
Структура культуры самообразования представлена следующими компонентами:
- мотивационным, направленным на осознание смысла самообразовательной деятельности;
- когнитивным, включающим знания об особенностях организации самостоятельной познавательной деятельности;
- креативным, то есть оригинальностью;
- операциональным – умением осуществлять самообразовательную деятельность;
- рефлексивным – умением осуществлять самооценку и самоанализ результатов самообразовательной деятельности и личностных качеств.
Близки по смыслу и ценностно-мотивационный, когнитивно-операционный и контрольно-рефлексивный компоненты.
Важно обеспечить формирование каждого из названных компонентов.
Мотивационный компонент выступает ведущим в процессе формирования культуры самообразования студентов вуза, так как он несет в своей содержательной структуре профессионально-ориентированные ситуации, моделируемые в процессе изучения учебных дисциплин.
Необходимо побуждать студентов к образовательной самостоятельности, стимулировать их познавательную активность, способствовать формированию у них положительного отношения к самообразовательной деятельности, стремления к постоянному обновлению знания. Следует создавать условия, которые сконцентрированы на развитии интереса к формам и методам обучения, создании ситуаций успеха, практической значимости предмета.
Формирование культуры самообразования предусматривает в качестве одного из педагогических условий включенность студентов в проектно-творческую деятельность. Это позволит организовать самообразовательную деятельность, в которой знания не только приобретаются, но и применяются при решении познавательных задач.
Другое условие – необходимость педагогического сопровождения самообразовательного процесса, а также формирования рефлексивной позиции, проявляющейся в устойчивом стремлении к самооценке собственных действий по достижению культуры самообразования. Нужно способствовать развитию у студентов осознанного понимания приоритетности культуры самообразования; побуждать их к удовлетворению потребности в самореализации, саморазвитии, к пониманию необходимости вхождения в рефлексивную позицию относительно собственной культуры самообразования.
Педагогическое сопровождение основано на взаимодействии преподавателя и студента, признании студента субъектом образовательного процесса, создании ситуаций, в которых студент переживает успех в познавательной деятельности благодаря собственной активности. Процессуальная функция педагогического сопровождения раскрывается через акцентирование ценностных ориентиров культуры самообразования – самопознание, саморазвитие, самореализацию.
Формирование культуры самообразования у будущих педагогов включает в себя аксиологический, акмеологический, культурологический, компетентностный и деятельностный подходы. Реализация данных подходов осуществляется через следующие принципы:
- активность;
- личностную ориентацию;
- сотрудничество;
- связь между теорией и практикой;
- научность содержательной части образовательного процесса, педагогическое регулирование и демократизацию последнего;
- интеграцию знаний (педагогических и психологических).
Деятельностный подход осуществляется с помощью принципа активности, который отражается в активной позиции будущего педагога в процессе познания, а также в его способности организовывать свою учебную деятельность (планирование, постановка целей, реализация, коррекция, контроль и анализ результатов).
Принцип личностной ориентации определяет для будущих педагогов возможность выбора формы и методов обучения.
Принцип сотрудничества осуществляется в парах «учащийся – учащийся», «педагог – учащийся», что подразумевает эффективность коммуникации педагога с родителями и социальными партнерами. Соблюдение принципа сотрудничества в образовательном процессе гарантирует становление рефлексии, толерантности, эмпатии, а также развитие у будущих педагогов способности коллективного поиска эффективных путей в трудных ситуациях, конструктивных решений конфликтных ситуаций.
Принцип связи теории и практики отражается во включении в образовательный процесс будущих педагогов отработки теоретических знаний посредством практики. Также здесь необходимым аспектом является и обратная связь, а именно – построение теоретических положений через педагогическую практику.
Принцип научности отражается в содержании образовательного процесса, строящемся на научном подходе, состоящем из законов, теорий, объективных научных фактов, в том числе современных педагогических исследований.
Принцип демократизации реализуется через открытое взаимодействие с социальным окружением и образовательной организацией и включает взаимодействие с представителями общественных структур, социальными институтами, родителями и другими.
Принцип педагогического регулирования реализуется посредством участия педагогов в регулировании коммуникаций будущих преподавателей с социальным окружением, что подразумевает участие в различных социальных мероприятиях, волонтерской и производственной деятельности.
Принцип интеграции педагогических и психологических знаний включает в себя систематизацию основных понятий, изучение отражения данных понятий в психологической и педагогической науке, что содействует развитию способности у будущих педагогов к интеграции педагогических и психологических знаний.
Также студенту важно осознавать, что стать успешной личностью в условиях рынка способен тот, кто обладает хорошей профессиональной подготовкой, имеет навыки самостоятельной работы, деятельности и общения; умеет приспосабливаться к новым условиям работы, кто конкурентоспособен и мобилен. Соответственно, в числе главнейших задач в вопросе подготовки педагогов должно быть появление у будущих педагогов самостоятельности.
Социально-педагогическая практика для будущих педагогов – очень важная составляющая в их профессиональной подготовке и в становлении специалиста. Только на данном этапе обучения они способны выступать в активной роли касательно своих клиентов, так как здесь могут реально проявляться все их положительные и отрицательные качества, а также способность вести социально-педагогическую деятельность.
Эффективность процесса самообразования связана с выбором каждым будущим педагогом определенного содержания самостоятельной работы для самосовершенствования его личности, с творческим принятием новых научных данных и передовой практики, с перенесением полученных знаний и умений в практику. Ведущее внутреннее условие подготовки педагогов профессионально саморазвиваться – формирование готовности будущего педагога к исследуемому аспекту профессиональной работы.
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
- в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
- педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта;
- педагог обладает развитой способностью к рефлексии;
- программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
- педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
- осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития;
- педагог изучает иностранные языки, политику, информационно-компьютерные технологии;
- он заботится об охране здоровья;
- у него есть интересы и хобби.
Приемы формирования культуры самообразования будущих педагогов:
- рефлексивно-творческие приемы;
- дискурсивные выступления;
- тренинговые упражнения;
- моделируемые профессионально-значимые ситуации;
- рефлексивно-пиктографические приемы;
- рефлексивное портфолио;
- ситуации успеха;
- моделирование и проектирование;
- приемы «логического столкновения»;
- приемы «фиксации результатов поиска»;
- приемы «недоопределенной задачи»;
- приемы диалогического консультирования и другое.