Если все навыки разделить на две большие категории, то мы получим твердые навыки (hard skills) и мягкие или гибкие навыки (soft skills).
Hard skills – это те навыки, которые легко продемонстрировать, измерить (например, умение решать математические задачи). То есть это навыки, которые приобретаются в процессе определенной деятельности (в частности учебной) и необходимы для успешного ведения этой деятельности.
Soft skills – это социальные навыки, которые измерить сложно, однако именно они помогают наиболее эффективно применить твердые навыки. К мягким навыкам относится умение общаться, работать в команде, убеждать, решать проблемы, управлять временем, мотивировать себя и других и т.д.
Среди самых необходимых soft skills можно выделить следующие:
- комплексное многоуровневое решение проблем, то есть владение системным, целостным подходом к решению любых проблем, умение обращать внимание не только на самое очевидное;
- критическое мышление – способность ставить под сомнение поступающую информацию и даже собственные убеждения;
- креативность, то есть способность к творчеству, творческое мышление;
- лидерские навыки;
- эффективное взаимодействие с людьми – умение общаться адекватно в коммуникативной ситуации, считывать намеки и жесты, договариваться, подводить итоги разговора;
- эмоциональный интеллект – умение распознавать чужие эмоции, демонстрировать свои, налаживать эмоциональный контакт для совместной деятельности, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей;
- формирование собственного мнения и принятие решений – умение формулировать свое мнение, взвешивать «за» и «против» в той или иной ситуации;
- ориентированность – умение ориентироваться в современном мире и в обществе;
- умение вести переговоры;
- гибкость ума или когнитивная гибкость, то есть способность ума быстро переключаться с одной мысли на другую, обдумывать несколько вещей одновременно.
В процессе обучения в общеобразовательной школе можно формировать так называемые 4К-компетенции. Термин «4К» обычно используется, чтобы обозначать компетенции из когнитивной, метакогнитивной, социальной и эмоциональной сфер. Это кооперация (командная работа), коммуникация, критическое мышление и креативность. С ними тесно связаны многие из метапредметных результатов обучения, которые можно увидеть в федеральных стандартах.
Навыки «soft skills» | Педтехнологии по ФГОС |
Коммуникация:
|
|
Управление собой:
|
|
Мышление:
|
|
Управленческие навыки:
|
|
Очень часто soft skills развиваются не отдельно друг от друга, а в связке. Т. е. задание, нацеленное на формирование критического мышления и креативности, вероятнее всего, будет также включать условия для развития и проявления коммуникации и кооперации.
Поскольку разработка отдельного урока, на котором формировались бы все эти компетенции, очень время- и энергозатратно для педагога, можно включать в обычный урок отдельные задания, направленные на развитие soft skills.
Например:
- задачи, предполагающие больше одного или множество вариантов решения (проблемная ситуация или кейс);
- задачи, предполагающие работу над мини-проектом либо конструирование какого-либо продукта с использованием нестандартных средств;
- задания, предусматривающие работу в группе, а также включающие подзадачи для автономной или парной работы, чтобы каждый ученик мог проявить свои индивидуальные способности;
- задачи, для которых надо самостоятельно искать необходимую информацию в открытых источниках;
- задачи, предполагающие поиск и использование знаний из других предметных дисциплин.
Также необходимо придерживаться следующих правил:
- Учителю лучше выступать в роли консультанта, то есть не задавать четких правил и алгоритмов для решения задачи.
- Важно, чтобы ученики не боялись осуждения, высказывая свои идеи и мысли, даже ошибочные. Этого можно добиться, если учитель будет конструктивен и доброжелателен при критике рассуждений ученика.
- Критерии оценивания лучше разработать совместно с учащимися, чтобы побороть у них страх оценки.
- Необходимо поощрять групповую работу и взаимную поддержку.