Стекло. Синий_

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Как школьники могут развивать soft-skills и какие практики тренируют коммуникацию, критическое мышление, командную работу?

Если все навыки разделить на две большие категории, то мы получим твердые навыки (hard skills) и мягкие или гибкие навыки (soft skills).

Hard skills – это те навыки, которые легко продемонстрировать, измерить (например, умение решать математические задачи). То есть это навыки, которые приобретаются в процессе определенной деятельности (в частности учебной) и необходимы для успешного ведения этой деятельности.

Soft skills – это социальные навыки, которые измерить сложно, однако именно они помогают наиболее эффективно применить твердые навыки. К мягким навыкам относится умение общаться, работать в команде, убеждать, решать проблемы, управлять временем, мотивировать себя и других и т.д.

Среди самых необходимых soft skills можно выделить следующие: 

  • комплексное многоуровневое решение проблем, то есть владение системным, целостным подходом к решению любых проблем, умение обращать внимание не только на самое очевидное;
  • критическое мышление – способность ставить под сомнение поступающую информацию и даже собственные убеждения;
  • креативность, то есть способность к творчеству, творческое мышление;
  • лидерские навыки;
  • эффективное взаимодействие с людьми – умение общаться адекватно в коммуникативной ситуации, считывать намеки и жесты, договариваться, подводить итоги разговора;
  • эмоциональный интеллект – умение распознавать чужие эмоции, демонстрировать свои, налаживать эмоциональный контакт для совместной деятельности, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей;
  • формирование собственного мнения и принятие решений – умение формулировать свое мнение, взвешивать «за» и «против» в той или иной ситуации;
  • ориентированность – умение ориентироваться в современном мире и в обществе;
  • умение вести переговоры;
  • гибкость ума или когнитивная гибкость, то есть способность ума быстро переключаться с одной мысли на другую, обдумывать несколько вещей одновременно.

В процессе обучения в общеобразовательной школе можно формировать так называемые 4К-компетенции. Термин «4К» обычно используется, чтобы обозначать компетенции из когнитивной, метакогнитивной, социальной и эмоциональной сфер. Это кооперация (командная работа), коммуникация, критическое мышление и креативность. С ними тесно связаны многие из метапредметных результатов обучения, которые можно увидеть в федеральных стандартах.

Навыки «soft skills» Педтехнологии по ФГОС
Коммуникация:

  • умение слушать, убеждение и аргументация, ведение переговоров;
  • проведение презентаций, самопрезентация, публичные выступления;
  • командная работа, нацеленность на результат.
  • проектная деятельность;
  • проектная задача.
Управление собой:

  • управление собственным развитием;
  • планирование и целеполагание;
  • инициативность/настойчивость;
  • рефлексия.
  • целеполагание;
  • планирование деятельности;
  • рефлексия.
Мышление:

  • креативное мышление, логическое мышление;
  • поиск и анализ информации;
  • выработка и принятие решений;
  • проектное мышление;
  • критическое мышление
  • проектная деятельность
Управленческие навыки:

  • управление исполнением;
  • планирование;
  • постановка задач;
  • мотивирование;
  • контроль реализации задач;
  • ситуационное руководство и лидерство.
  • проектная деятельность

Очень часто soft skills развиваются не отдельно друг от друга, а в связке. Т. е. задание, нацеленное на формирование критического мышления и креативности, вероятнее всего, будет также включать условия для развития и проявления коммуникации и кооперации.

Поскольку разработка отдельного урока, на котором формировались бы все эти компетенции, очень время- и энергозатратно для педагога, можно включать в обычный урок отдельные задания, направленные на развитие soft skills.

Например: 

  • задачи, предполагающие больше одного или множество вариантов решения (проблемная ситуация или кейс);
  • задачи, предполагающие работу над мини-проектом либо конструирование какого-либо продукта с использованием нестандартных средств;
  • задания, предусматривающие работу в группе, а также включающие подзадачи для автономной или парной работы, чтобы каждый ученик мог проявить свои индивидуальные способности;
  • задачи, для которых надо самостоятельно искать необходимую информацию в открытых источниках;
  • задачи, предполагающие поиск и использование знаний из других предметных дисциплин.

Также необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Учителю лучше выступать в роли консультанта, то есть не задавать четких правил и алгоритмов для решения задачи.
  2. Важно, чтобы ученики не боялись осуждения, высказывая свои идеи и мысли, даже ошибочные. Этого можно добиться, если учитель будет конструктивен и доброжелателен при критике рассуждений ученика.
  3. Критерии оценивания лучше разработать совместно с учащимися, чтобы побороть у них страх оценки.
  4. Необходимо поощрять групповую работу и взаимную поддержку.
0

Автор публикации

не в сети 6 месяцев

Имя Фамилия

0
Комментарии: 0Публикации: 57Регистрация: 19-05-2023

Вы можете поделиться этой публикацией:

VK
Telegram
OK
WhatsApp
Email
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Если отчества нет, оставьте это поле пустым
Генерация пароля