Стекло. Синий_

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Как сделать урок литературы интересным и познавательным для современного ученика?

В литературном образовании все чаще обсуждается проблема снижения интереса к чтению у современных школьников. Появление различных интерактивных форматов (например, Tik Tok) привело к тому, что ученики привыкли получать информацию мгновенно – смотреть короткие видео, разглядывать картинки в соцсетях. Они уверены, что читать книги долго. Поэтому учителю литературы необходимо искать дополнительные инструменты, чтобы заинтересовать детей чтением и показать, что литература – нескучное занятие.

В этой статье мы расскажем, как связать материал с современностью и повлиять на восприятие предмета, как и какие факты выбрать для урока литературы, чтобы удивить учеников.

Что интересно детям при изучении литературы?

1. Факты, связанные с жизнью подростка в 21 веке

Когда мы говорим про каких-то литературных героев, мы можем порассуждать:

  • как бы выглядел этот герой в современности;
  • есть ли в наше время такой тип героя;
  • как сейчас жилось бы, например, такому человеку, как Печорин (роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»);
  • есть ли сейчас такие люди (в том числе среди ближайшего окружения и знакомых учеников) и так далее.

В интернете можно найти фантазии на тему, как бы выглядел профиль литературного героя в соцсетях. Пример странички Евгения Онегина (одноименный роман А.С. Пушкина) во Вконтакте можно посмотреть по ссылке Страницы литературных героев в соцсети.

2. Неожиданные повороты с точки зрения контекста урока

Классический урок построен по одной модели: информация об авторе, произведении, обсуждение героев, составление характеристики, чтение самого произведения. Когда ребенок идет на такой урок, у него уже есть определенные ожидания. Можно использовать это и добавить в ход урока элемент неожиданности – даже небольшое отступление, ломающее шаблон, вызовет у ребенка чувство заинтересованности. Эффект неожиданности помогает «проснуться», привлечь внимание, понять, что на уроке литературы может происходить что-то интересное.

3. Факты, показывающие, что автор – обычный человек

Важно показать ученикам, что А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь и любой другой писатель – это не просто «человек с картинки» из учебника, а обычный человек, у которого были какие-то слабости, интересы, хобби, личная жизнь и прочие истории. Факты из жизни автора, которые показывают его либо с необычной стороны, либо характеризуют как такого же человека, как мы, очень интересны детям.

Факты, которые точно не заинтересуют ваших учеников

1. Стандартные факты из биографии писателей и поэтов («сухое», шаблонное изложение)

Ученикам не нравится, когда учитель рассказывает о том же, что написано в учебнике по литературе. Это «не цепляет», не пробуждает интерес. Они ценят факты, которых нет ни в учебниках, ни в интернете.

2. Упоминание исторических личностей без необычных подробностей, важных деталей

Исторические личности лучше запоминаются, когда о них известно что-то конкретное, какая-то необычная подробность их жизни. Иначе информация будет восприниматься детским сознанием как фоновая, которую можно забыть сразу после урока, даже если речь идет о важной детали, необходимой для понимания текста.

3. Юмор, не проверенный на возрастной группе

Подбирать шутки тоже следует аккуратно. Неуместная шутка может дать обратный эффект и оттолкнуть детей. Юмор должен быть понятен ученикам и не доставлять неприятностей педагогу.

Применение способа внедрения фактов при подготовке педагога к урокам литературы

Рассмотрим на практике, как можно применить способ внедрения фактов при подготовке к урокам литературы в разных классах. Но сначала обратимся к примеру неудачного использования этого способа.

Пример неудачного факта

На уроке о жизни писателя М. Ю. Лермонтова учитель дает такую информацию: «Лермонтов полюбил Кавказ всей душой и описывал его во многих своих произведениях. А еще одним из увлечений писателя была живопись. Несколько своих картин Лермонтов тоже посвятил горам Кавказа».

С одной стороны, кажется, что такой факт заинтересует учеников, поскольку многие из нас знают Лермонтова только как писателя, а здесь его личность раскрывается с неожиданно новой стороны – он еще и художник. Однако во время занятия выясняется, что далеко не все дети понимают, что вообще такое Кавказ, где это находится, почему Лермонтов любил его всей душой и какое нам, читателям, дело до этого.

В 5-6 классах дети плохо знают географию, поэтому такой факт из жизни автора воспринимается некоторыми учениками следующим образом: «Ну, неплохо, но не очень сильно цепляет».

Чтобы исправить эту недоработку, можно повесить карту и показать детям, где находится Кавказ. Также хорошо поручить кому-то из учеников подготовить небольшое слайд-шоу с фотографиями Кавказа.

Кроме того, можно провести интегрированный урок по литературе и географии на эту тему. Пример можно найти по ссылке: Интегрированный урок по литературе и географии на тему «Кавказ».

Примеры удачных фактов

1. Зарубежная литература

Во время занятия по зарубежной литературе ученик обычно узнает, в какой стране родился писатель или в каком конкретно городе происходит действие произведения. Однако  для ученика 5 класса все эти названия совершенно ни о чем не говорят. Например, Андерсен из Дании, а где эта самая Дания школьнику может быть вовсе не известно. Если мы такую информацию постараемся наглядно представить, рассказать какие-то интересные факты, то, в конечном итоге, это создаст целостную, полную картину того, о чем мы рассказываем.

2. Неожиданное начало урока 

Дети знают, что М. В. Ломоносов – это ученый и поэт, который жил когда-то давно. Для ребят 5 класса сто лет или двести лет назад жил – все одинаково давно. Можно в начале урока сделать упор именно на научную сторону и рассказать, что людям не сразу было известно, что Земля вращается вокруг Солнца. Существовало две точки зрения:

  1. Земля вращается вокруг Солнца.
  2. Солнце вращается вокруг Земли.

3. Факты, связанные с автором

Мы уже говорили, что для детей интересны те стороны жизни писателя, которые характеризуют его как обычного человека. Например, что разные авторы, жившие в одну эпоху, могли где-то видеться друг с другом, быть друзьями, Пушкин мог подарить Гоголю собаку и тому подобное.

Можно использовать формат урока, при котором сам писатель как бы выступает в роли проводника – подсказывает, рассказывает.

История про мопса, подаренного Гоголю Пушкиным, в глазах детей превращает Николая Васильевича из литературного гения с портрета на стене в классе учителя литературы в обычного человека, у которого была профессия – писать книги. Такое восприятие сближает автора и читателя, побуждает интерес к творчеству.

4. Факты, связанные с наукой и другими предметами

При изучении фольклора можно ссылаться на исследования ученых, показывать, как это, в целом, встраивается в анализ культуры. Самый распространенный пример – избушка на курьих ножках. Дети знают, что это жилище Бабы-Яги из сказки. Они видели мультфильмы, в которых избушка поворачивалась «к лесу задом, а ко мне передом». Но во время урока вдруг выясняется, что все это не просто так. Есть ученые, которые считают, что сказки, фольклор, Баба-Яга связаны с загробным миром. А также существует мнение, что в таких домах хоронили мертвых. Другие же ученые говорят, что это просто дома, построенные на болоте, а «курьи ножки» служат для того, чтобы жилище не тонуло. Такое погружение в тему помогает детям понять, что речь уже не о каких-то сказках, а о серьезных исследованиях, которые связаны с культурой, традициями и обычаями. И при этом мы показываем, что в науке существуют различные точки зрения, одно и то же явление может быть объяснено разными способами.

5. Приемы современного искусства

Представим ситуацию: вы с учениками изучили какой-то термин, прием. Но все как-то сухо, стандартно и не очень понятно. Существует такое-то стихотворение, в котором есть определенные приемы. Безусловно, это интересно, но остается где-то в мире «далекой литературы». Для детей будет гораздо увлекательнее, если педагог покажет, что те же самые приемы существуют и сейчас, причем не только в литературе, но и в других областях искусства.

Например, в кино, как и в литературе, используются говорящие имена. В «Голодных играх» имя главной героини созвучно с названием растения. На русский оно переводится как «лучник», «стрелок». Можно задать ученикам вопрос, помнят ли они, какое оружие было у Китнисс Эвердин.

6. Познавательные факты

При изучении произведения Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» дети встречаются с необычным словом «черевички» (Вакуле следовало их добыть). Педагог поясняет, что это обувь, показывает картинки, как она выглядела. При таком подходе это слово ученики легко забудут. Предложите детям провести небольшое языковое исследование, чтобы показать, что такой корень встречается и в других словах. Само слово «черевики» (прямое прочтение «чэрэвыкы») сохранилось до сих пор в украинском языке и обозначает ботинки. Возможно, происходит от слова «черевить», то есть потрошить, чистить изнутри, в свою очередь идущее от славянского корня «черево» (чрево).

При изучении сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» встречаются странные, изощренные приказы королевы. Можно добавить, что такие указы существовали и в реальности. Например, российская императрица Елизавета Петровна боялась грызунов и поручила привезти в Зимний дворец в Санкт-Петербурге самых крупных, сильных и пушистых котов.

Познавательные факты можно использовать для разрядки обстановки. Вспомним урок по стихотворению «Бородино» М. Ю. Лермонтова в 5 классе. Это серьезный урок, который сложен для восприятия детьми этого возраста, им трудно понять исторический период и правителей, поскольку по истории они еще не изучили эту тему. Здесь поможет простой факт про торт «Наполеон».

Это далеко не весь перечень приемов, которыми можно разнообразить уроки литературы. Существует множество онлайн-платформ, где происходит изучение школьных предметов в интерактивной форме. Например, платформа Учи.ру, материалы которой могут использовать как педагоги для подготовки и проведения уроков, так и ученики – для самостоятельного изучения дома. Интерактивная и красочная подача материала поможет легче усваивать и закреплять пройденный материал по литературе.

Вы также можете самостоятельно разрабатывать необычные уроки литературы, ознакомившись с олимпиадами, вебинарами и курсами ООО «ЦРК Аттестатика».

0

Автор публикации

не в сети 3 недели

Имя Фамилия

0
Комментарии: 0Публикации: 57Регистрация: 19-05-2023

Вы можете поделиться этой публикацией:

VK
Telegram
OK
WhatsApp
Email
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Если отчества нет, оставьте это поле пустым
Генерация пароля