В хороших оценках учителя нуждается каждый ученик. Если для педагогов это способ отслеживания уровня знаний, то для ученика — показатель его успешности, авторитета перед одноклассниками и родителями.
Педагоги должны уметь ставить объективные отметки, правильно оценивать школьника, замечать его плюсы и минусы, уметь подсказать там, где он что-то не заметил.
В похвале учителя нуждается каждый ученик, будь то двоечник или отличник. Двоечник нуждается в понимании, что плохую отметку ему поставили за невыполнение домашнего задания, а не потому что он плохой человек. Отличнику это нужно, чтобы он не терял интерес к обучению.
Отметка и оценка вещи очень разные и друг без друга существовать они не могут.
- Оценка — процесс сравнения знаний, умений и навыков с теми эталонами, которые представлены в учебной программе.
- Отметка — количественная мера оценки, выраженная в баллах.
Для чего нужна оценка?
- С ее помощью у учителя складывается мнение о знаниях детей.
- Она информирует школьника о его успехах и неудачах, подсказывает, что ему нужно подтянуть, на что обратить внимание, а не просто констатирует факт незнания.
Есть несколько способов оценки:
- Нормативный, когда знания оцениваются на соответствие условий стандарта;
- Личностный, когда ответ школьника сравнивается с его ответом раньше, на основании изменений делается вывод;
- Сопоставимый, когда учитель сравнивает действия одного ученика с действиями другого.
Эти способы должны быть в совокупности, но очень важно объяснять ученикам, что их не сравнивают друг с другом, а сравнивают с ними вчерашними. То есть смотрят на их знания, насколько они выросли.
Правила выставления отметок
При выставлении отметок нужно придерживаться следующих правил:
- Контроль знаний должен охватывать все виды знаний и навыков, которые демонстрирует ученик;
- Должно быть объяснение, почему учитель именно так оценивает знания ученика.
Выставление отметки должно быть беспристрастным, ученик должен сам понимать, за что ему могут снизить балл, за что он получает эту отметку, а не другую.
Недостатки современной системы оценок
Современная система оценок имеет свои недостатки.
Для большинства учеников оценка является итоговой целью, которая заслоняет истинные мотивы учебы. Поэтому школьники учатся только ради получения хорошей оценки, а не для приобретения новых знаний.
На уроке проверке знаний и оценке подвергаются не все учащиеся, поэтому учителю трудно установить полноценное усвоение пройденного материала.
Нередко по оценке учащегося судят о работе педагога. Если ребенок получил высокий балл за свой ответ, значит учитель смог хорошо объяснить материал, и наоборот. Подобный способ не дает многим педагогам справедливо оценивать ответ учеников.
Характеристика цифровой отметки
5 — отлично
Уровень выполнения требований значительно выше, чем удовлетворительно, отсутствие ошибок, по текущему и по предыдущему материалу, не более 1 недочета, изложение выполнено полностью, соблюдена логика.
4 — хорошо
Уровень выполнения выше, чем удовлетворительно, использовались дополнительные источники информации, тема раскрыта полностью, логичные рассуждения, своя точка зрения на тему предмета, наличие 2-3 ошибок или 4 недочетов по текущему материалу, не более 2 ошибок и 4 недочетов по пройденному материалу, незначительные нарушения логики в изложении материала.
3 — удовлетворительно
Достаточно минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе и материал не считается усвоенным.
Проверьте, хорошо ли вы знаете, как оценивать обучающих, — примите участие во Всероссийской олимпиаде «Оценивание учебных достижений в условиях ФГОС».