Все, что происходит в детском саду, особенно в младших группах, и есть досуг. В этом возрасте дети делают то, что хотят, а не то, что им навязывают. Но приходит момент, когда детям важно различать дела и отдых, как отдельные явления. Поэтому есть принципы организации мероприятий. Они включают в себя:
- Создание благоприятной атмосферы в группе, в которой ребенок получает радость от общения и совместной деятельности;
- Для каждого дошкольника должны быть созданы условия для саморазвития и раскрытия его творческих способностей;
- Чередование активной и пассивной деятельности;
- Формирование самосознания, для того, чтобы дети чувствовали себя частью общества.
Задачи культурной деятельности в детском саду делятся по возрастам
Для 2-3 лет
- Создание эмоционально положительного климата в группе, чтобы обеспечить ребенку чувство защищенности и комфорта. Дети, которые вырастают в любви, во взрослой жизни лучше реализуют себя;
- Привлечение детей к посильному участию в играх. Не нужно оценивать результаты, важно участие, особенно на первых порах;
- Развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев и адекватно реагировать на них;
- Отмечать праздники в соответствии с возрастными возможностями и интересами.
В качестве развлечений подойдут: праздники на разные темы (лето, зима, весна), театрализованные представления с участием детей или в качестве наблюдателей, игры с пением, спортивные развлечения.
Для 3-4 лет
- Показывать театрализованные представления, мультфильмы, прослушивать звукозаписи. Главное, чтобы дети получали удовольствие от увиденного и услышанного;
- Приобщать к праздничной культуре, отмечать государственные праздники (Новый год, 8 марта);
- Самостоятельная художественная деятельность;
- Побуждать детей заниматься изобразительной деятельностью, рассматривать иллюстрации, играть в разнообразные игры;
- Разыгрывать с помощью воспитателя знакомую сказку, обыгрывать народные песенки, потешки;
- Поддерживать желание детей петь, танцевать, лепить, рисовать.
Основные развлечения: тематические праздники, спортивные развлечения, концерты для кукол, фокусы.
Для 5-6 лет
- Приучать детей в свободное время заниматься интересной и содержательной деятельностью: конструирование, прогулки, походы, чтение книг;
- Способствовать появлению спортивных увлечений;
- Формировать представление о праздничных и будничных днях: желание активно участвовать в украшении групповой комнаты, музыкального зала, изготовление подарков своими руками;
- Создавать условия для развития индивидуальных особенностей: наблюдать, экспериментировать, собирать коллекции;
- Продолжать развивать художественные наклонности: пение, рисование, музицирование;
- Создавать условия для дополнительного посещения кружков и студий.
Для 6-7 лет
- Приобщать детей к интересной и полезной деятельности: игры, спорт, рисование, классическая музыка, лепка, моделирование, просмотр мультфильмов;
- Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, быть доброжелательным и отзывчивым;
- Приучать использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной деятельности;
- Развивать творческие способности: память, любознательность, воображение;
- Расширять представления об искусстве, о международных и государственных праздниках;
- Закладывать основы праздничной культуры;
- Предоставлять возможность для проведения опытов с разными материалами (песок, глина, вода);
- Развивать умение играть в настольно-печатные и дидактические игры;
Главные цели культурно-досуговых мероприятий в ДОУ — сформировать здоровую, активную и гармонично развитую творческую личность.
Хотите проверить свои знания по этой теме? Примите участие во Всероссийской олимпиаде «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в детском саду».
- Почему важна внеурочная деятельность и как правильно ее организовать
Внеурочная деятельность — важная составляющая школьного обучения. Она является органическим продолжением учебных занятий.
Ее основные функции:
- Помочь учителю и ребенку освоить новый вид деятельности. Например, при изучении нового для ребенка предмета или при переходе из садика в школу;
- Создать мотивацию к учебе. К примеру, создать исторический кружок. У детей появляется интерес к истории родного края, который расширяется на всемирную историю. Ребенок начинает понимать, что история сама по себе очень интересна;
- Расширить образовательное пространство, создающее специальные условия для развития;
- Создать необходимые обстоятельства для взросления, поддержать в моменты адаптации и социализации все 11 лет учебы.
Если педагог планирует организовать какой-либо кружок, то нужно определиться в каком направлении он будет:
- духовно-нравственном;
- спортивно-оздоровительном;
- социальном;
- общеинтеллектуальном;
- общекультурном.
Можно выделить 6 форм внеурочной деятельности:
- Кружки;
- Краеведческие, исторические, культурные и другие студии;
- Сетевые сообщества, спортивные и юношеские организации;
- Научно-практические исследования, олимпиады и конкурсы;
- Общественные практики;
- Военно-патриотические объединения.
В отличие от урочной, внеурочная деятельность осуществляется на добровольной основе в зависимости от выбора учеников, родителей, учителей.
То есть, если ученики класса не хотят один кружок, а хотят другой, то они договариваются с педагогом и решают, какой кружок нужен.
Структура рабочей программы курса определяется по ФГОС и содержит:
- Пояснительную записку, в которой указано, что запланировано и для чего;
- Общую характеристику курса;
- Личностные и метапредметные итоги изучения курса;
- Содержание курса;
- Тематическое планирование с установлением основных видов внеурочной деятельности;
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса.
Все это пишется в свободной форме.
Внеурочную деятельность можно проводить путем электронного обучения и дистанционно. Решение школа принимает самостоятельно, заключается договор с организацией.
Для внеурочной деятельности можно брать в пользовании помещения, оборудование, а также кадры для мастер-классов и практических занятий.
Внеурочная работа фиксируется в тарифицируемой педагогической нагрузке. Контроль за посещением занятий обеспечивает классный руководитель.
Вопросы, на которые надо ответить, создавая внеурочную рабочую программу
- Как в содержании рабочей программы выполнен системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию?
- Какие формы познавательной деятельности учеников приняты ведущими в силу возраста?
- Каким образом в процессе изучения предмета организована проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся?
- Как изучение предмета способствует духовно-нравственному развитию учащихся?
Внеурочная работа в каникулы
Формы внеурочной работы во время каникул могут быть разными. Назовем основные характеристики деятельности:
- Тематические лагеря, которые создают на основе школ и организаций дополнительного образования;
- Занятия по внеурочной программе на летних каникулах не должны расходиться с рабочими программам внеурочной деятельности;
- В пределах основной программы услуги детям оказывают бесплатно;
- Внеурочную деятельность не рекомендуется рассматривать как средство дополнительного заработка.
Проверьте свои знания по организации внеурочной деятельности, участвуя во Всероссийской олимпиаде «Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС»!