Проект — это всегда деятельность, направленная на решение некой проблемы. Задача учителя — создать такую атмосферу в образовательном процессе, чтобы ученик осознанно и вдумчиво работал над проектом.
Для этого существуют направляющие — принципы организации проектной деятельности. Они нужны, чтобы процесс был системным, эффективным и неформальным для ребёнка.
Рассмотрим эти принципы.
Принцип последовательности
Принцип последовательности подразумевает закрепление ранее освоенных проектных действий, их развитие и углубление.
Последовательное освоение полученных навыков у учеников 5-9 классов происходит благодаря постепенному переходу от работы под контролем и с поддержкой учителя к самостоятельной и осознанной деятельности.
Если мы говорим о первом уровне (5-6 класс), то здесь активная роль принадлежит учителю, ведь у выпускника начальной школы нет нужного опыта.
На первом уровне педагог использует разные методы и приёмы поддержки учеников. Это могут быть раздаточные материалы, наглядные пособия, наводящие вопросы, инструкции.
На следующем этапе нужно подвести детей к пониманию того, что в их руках есть важный инструмент, которым они могут пользоваться без помощи учителя. Это алгоритм выполнения проектных действий.
Сначала действия выполняются со шпаргалками, но к концу 9 класса ученик должен уметь самостоятельно воспроизводить эти действия и добиваться нужного результата.
Принцип сознательности и активности
Учитель обязан развивать в участниках проектной деятельности осознанность и поощрять самостоятельность. Школьник не должен выполнять работу формально, спустя рукава. Если ребёнок вникает в суть проекта, доходит до смысла и содержания, это отразится и на результате проектной деятельности, и на возможности применять ребёнком полученные знания и навыки во взрослой жизни.
Формальный подход — это то, с чем учитель должен бороться в первую очередь.
Педагог старается донести до детей значимость планируемого проектного продукта. Это сложная задача. Нужно так обрисовать проблему, чтобы затронуть мотивы и стремления ребёнка, вызвать живой интерес к решению задачи.
Принцип системности
Ещё одним важным правилом является систематическая работа учителя на каждом уроке, где реализуется проектная деятельность.
Учитель обращается к детям, задаёт вопросы, стремится получить обратную связь. Причём педагог задействует всех учащихся, а не только самых активных ребят.
Нужно стараться выявить истинную заинтересованность детей и направить её в нужное русло. Важно обозначить проблемы, слабые места — то, над чем следует работать усерднее.
Когда урок заканчивается, учитель подводит итоги: какова была цель, удалось ли её достигнуть, какие задачи нужно решить на следующем занятии?
Ученики должны помнить, что есть конкретный заказчик их продукта, поэтому важно думать о людях и пользе, которую может принести проектный продукт.
Принцип управляемости и самоуправляемости
Здесь два очень важных аспекта.
Первый — это дневник проекта. Он отражает весь ход деятельности, которую ведут школьники, последовательно, шаг за шагом.
Дневник является инструментом самоуправления. Он помогает ребятам осознавать свою деятельность и ведёт к более глубокому пониманию задач и их решения. Постепенно это формирует самостоятельность, когда ученики уже не нуждаются в помощи со стороны учителя.
Второй аспект касается учителя — это методический портфель.
Чтобы процесс был управляемым, педагог использует инструментарий, содержимое которого варьируется в зависимости от опыта и подготовленности учеников.
В портфеле могут быть тексты-задания, алгоритмы проектных действий, шаблоны технологических карт, карточки-задания, примеры дневников, плакаты, ссылки на источники информации.
Соблюдение базовых принципов проектной деятельности с одной стороны облегчает работу учителя, а с другой — повышает эффективность труда учеников.