Эмоциональная отзывчивость, или эмпатия – необходимое качество личности. Способность тонко и гибко реагировать на чужие состояния, сопереживать необходима для полноценного контакта, общения, взаимопонимания с другими людьми. Эта же способность лежит в основе творчества, активного познания, командного взаимодействия.
Человек с развитой эмоциональной отзывчивостью не только лучше социально адаптирован, но и более эффективен в учебе, труде. Таким образом, уже на ранних этапах развития личности педагогам необходимо осознанно формировать данное качество у своих воспитанников. Каким образом этого достичь?
Чего нельзя и что нужно делать воспитателю
Для начала следует понять, чего необходимо избегать. По сути, эмоциональная отзывчивость – естественное, природное качество, которое в той или иной степени присуще каждому ребенку.
Если ему не препятствовать – оно будет развиваться естественным образом. Поэтому очень важно исключить негативные факторы, препятствующие развитию эмоциональной отзывчивости.
Эмоциональная отзывчивость тесно связана с:
- мотивацией;
- социальной коммуникацией;
- познанием;
- поведением.
Слишком сложные задачи, строгие наказания и тому подобное ведут к притуплению эмоциональных реакций. Ребенок вырабатывает в себе «панцирь», чтобы не так болезненно переживать неудачи.
Если ребенку не нравится общение с воспитателем или сверстниками – он закрывается, это сводит его отзывчивость к нулю.
Хорошими вспомогательными средствами при развитии эмпатии являются:
- Совместное восприятие и выражение эмоций через музыку: пение, слушание музыки, танцы. Через смену тембров, ритмов, настроений ребенок калибрует свои эмоции.
- Слушание и обсуждение сказок: сопереживание героям, оценка их поведения.
- Чтение и декламирование стихов.
- Игры с метафорическими ассоциативными картами, когда ребенок пытается понять и выразить эмоции людей, изображенных на картинке, определить их характер, предположить возможное поведение.
Как помочь ребенку сформировать адекватную эмоциональную отзывчивость
Особенность детской эмоциональности – в ее яркости, полярности. Детские эмоции проявляются яркими пятнами, в них мало полутонов. Как позитивные, так и негативные эмоции переживаются очень выражено, по-максимуму, ребенку сложно их контролировать: они захватывают целиком.
Задача воспитателя – научить ребенка видеть и чувствовать «полутона», не красить все одной краской, осознавать разные аспекты одной и той же ситуации. Результатом такого воспитания является эмоциональный опыт. Наличие этого опыта делает человека более гибким, адаптивным, переживающим не только собственные эмоции, но и эмоции других людей.
На практике это достигается путем подключения оценочно-рефлексивного компонента и перенаправления внимания. Если мы дадим ребенку несколько вариантов трактовки ситуации и поведения в ней – ему будет из чего выбирать. При отсутствии же вариантов всплывает та реакция, которая «лежит на поверхности»: крик, плач, смех. В критической ситуации важна позиция, которую займет воспитатель, его трактовка происходящего и то направление, которое он задаст потоку детского внимания.
В сложных ситуациях с большим количеством негатива научите ребенка задавать себе три вопроса:
- Что в этом есть хорошего?
- Как из этого сделать нечто приятное и хорошее?
- Как я могу улучшить это?
Таким образом у ребенка снижается потребность «закрываться» от негативных внешних воздействий, ведь у него появляется альтернатива, что формирует более полную парадигму восприятия и оценки ситуаций. Соответственно с этим меняется и поведение: смягчаются реакции, появляется способность к трансформации, формируется понимание в отношении других участников ситуации и увеличивается отзывчивость к ним.Проверьте свои знания, приняв участие во Всероссийской олимпиаде «Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста».