Большинство детей приходят в школу здоровыми, но через какое-то время у них обнаруживается ряд хронических болезней.
В процессе школьного обучения у ребенка страдают в первую очередь:
- Позвоночник. Дети сидят 40 минут во время урока: кто-то прямо, кто-то склоняется, сутулится. В результате искривляется позвоночник, возникает сколиоз;
- Зрение. Оно ухудшается, когда идет большая нагрузка на зрительные органы. Чем лучше ребёнок учится, тем больше шансов испортить зрение;
- Желудочно-кишечный тракт. Ребенок часто ест вредную еду, либо ест полезную, но мало двигается. Последствия для здоровья проявляются в виде ожирения, болезней ЖКТ.
Эмоциональное состояние
Настроение играет немаловажную роль в сохранении здоровья школьника. Когда ребенку дают сложное задание, то вначале он паникует, ищет решения, а когда их находит, то настроение сразу поднимается и ребенок становится счастливым.
Но если задание очень сложное и ребенок не нашел решения, то настроение так и останется на нуле.
Ребенку важно, чтобы он почувствовал победу, это делает его уверенным в себе и формирует упорство.
Чтобы ребенок ощутил вкус победы, нужно…
Дать задачу по силам, но с каждым разом задание усложнять. Например, из 10 заданий — 7 простые, которые можно быстро решить, 2 задания посложнее и 1 супер сложное, которое он не может решить.
Это позволяет ребенку получить микро победы, что придаст уверенность. Задания посложнее стимулируют думать, решать, а сверхсложное не дает зазнаться. Когда у ребенка уже достаточно побед, решение последней задачи для него не критично, но в нем развивается желание получать новые знания.
За хорошее настроение отвечают гормоны счастья дофамин и серотонин.
Но есть вещи, которые препятствуют их выработке. Перечислим их:
- Сладкое;
- Подавление своих желаний;
- Подавление мечтательности. Когда ребенку запрещают мечтать, он не знает чего хочет;
- Отсутствие цели. Когда подавляют мечтательность, перестает существовать цель. Цель — это промежуточный пункт, который ведет к мечте;
- Информационный токсикоз. Детям нужно ровно столько информации, сколько они готовы усвоить за раз;
- Многочасовое слушание музыки в фоновом режиме;
- Социальные сети. Ребенок пытается подстроиться под воображаемые образы и понимает свое несоответствие.
Чтобы эти гормоны вырабатывались и помогали детям хорошо учиться, нужно:
- есть орехи, зеленые и оранжевые фрукты и овощи;
- регулярно заниматься спортом, быть физически активным. На каждом уроке должны быть маленькие физкультминутки, а не только на уроках физкультуры;
- регулярно одерживать маленькие и большие победы.
Небольшие упражнения для поддержки здоровья в рамках школьных уроков
Для зрения
- Глазами в воздухе писать цифры от 1 до 10. Длительность 1,5 минуты, но глаза успевают полностью отдохнуть.
- Написать глазами вдохновляющую фразу. Например: «Я хороший и талантливый» или «Я все могу сделать хорошо».
- Крепко закрыть глаза ладонями, чтобы не попадал свет, и посидеть так минуту. В результате расслабляется нервная система и снимается напряжение.
Для позвоночника
- Делать упражнение «Потягушки»: руки поднять вверх, потянуться вперед, назад, в разные стороны, зевнуть. Во время зевка головной мозг насыщается кислородом и улучшается самочувствие.
- Суставная гимнастика: крутить пальцами, локтями, плечами, шеей медленно и плавно, чтобы заставить суставы работать. Длительность 2-3 минуты.
Для поднятия настроения
- Прыжки на месте.
- Поднять голову к небу и улыбнуться.
- Раскрыть руки.
- Активное дыхание.
- Зевок.
Основная задача внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс — поднять настроение ребенку. Тогда и учиться будет интереснее, и сложностей в запоминании и мотивации станет меньше.
Хотите проверить, насколько хорошо вы владеете здоровьесберегающими технологиями? Примите участие во Всероссийской олимпиаде «Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе».