Адаптация — естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении к новым условиям жизни.
Когда ребёнок отправляется в детский сад или новый класс школы, он нуждается в поддержке со стороны педагога, чтобы адаптация прошла без проблем. Существует несколько эффективных форм данной поддержки.
Игровые элементы
В младшем возрасте отлично воспринимаются игры. Дошкольников можно учить правилам поведения и гигиены при помощи игровых элементов:
- «Повесь одежду в домик (шкаф)»;
- «Помоги Хрюше умыться»;
- «Давай вместе с игрушкой чистить зубы» и т. д.
Первоклассникам можно предложить развёрнуто ответить на вопрос «Для чего дети ходят в школу?» или поиграть в игру «Урок/перемена». Учитель называет действия (бегать, учить, играть, кричать, молчать, т. п.), а дети реагируют хлопком ладошек, если действие можно делать на уроке или топают ногами, когда действие следует выполнять только на перемене.
Дети всех возрастов рады играм с песком, водой и воздушными шариками. Можно интегрировать их в учебный процесс, чтобы помочь с адаптацией. Например, малыши кидают шарик. Тот, к кому он попадёт, должен рассказать о себе или поделиться настроением.
Дополнительные рекомендации
Среди психологических приёмов, направленных на облегчение процесса адаптации на всех ступенях обучения, стоит выделить следующие:
- Сжимание кистей рук или другое монотонное простое действие, которое помогает расслабиться;
- Рисование красками, карандашами, маркерами, мелом;
- Прослушивание музыки, что особенно ценится детьми старшего возраста;
- Устное народное творчество (сказки, загадки);
- Юмор. Доказано, что дети лучше воспринимают учебный процесс через призму юмора. Но нужно смеяться не над ребёнком, а с ним.
Не менее важно наличие простора для активности. Старайтесь проводить занятия на свежем воздухе по мере возможности. И разбавлять учебные материалы физической активностью. Короткая зарядка или танец помогут набраться сил.
Каждый день утром ученики могут делиться своими переживаниями, рассказывать, как проводили время дома, и что хотели бы узнать на уроках. Тогда дети поймут, что их окружают друзья, а учителю важны их мнения. Благодаря этому адаптироваться к новым правилам будет значительно проще.
Заодно такой подход поможет учителю понять, какой материал интересен ученикам, подобрать эффективные инструменты для индивидуализации обучения.Чтобы проверить свои знания об адаптации детей, примите участие во Всероссийской олимпиаде «Адаптация дошкольников и школьников на всех ступенях образования».