Конспект занятия НОД в подготовительной группе с использованием технологии «ситуация«Необычные часы»
Разработала:
педагог 1 квалификационной категории
воспитатель: Садыкова И.С., г. Череповец
Цель – знакомство дошкольников с цветочными часами и с историей их происхождения.
Задачи:
- закреплять знания о часах, их видах и принципах работы;
- формировать понятие «время», умение его беречь и разумно использовать;
- совершенствовать навыки работы с ножницами, бумагой и клеем;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: презентация к занятию, видеосюжет «Цветочные часы», мяч, таблица для задания «Распредели цветы по времени», картон, картинки с цветами, ножницы, клей, цветная бумага.
Предварительная работа:
- НОД с применением ТПЧ «Не трать время зря «По произведению Е.Шварца «Сказка о потерянном времени»;
- Оформление мини-музея часов;
- Беседы с детьми о часах, их видах, об элементах, из которых они состоят;
- Рисование «Часы»
- Изготовление часов в технике «Оригами»
Ход занятия НОД:
Этапы технологии | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1. Введение в ситуацию
Работа с иллюстрацией из произведения «Сказка о потерянном времени»
Опыт «Когда время идет быстро»
Чтение письма с цветочного острова
|
— Ребята, посмотрите на картинку. Вы узнали из какой она сказки?
— Что произошло в этом произведении?
— А как вы думаете, время бежит быстро или медленно?
— Хотите проверить ваши предположения? — Сейчас я предлагаю вам минуту тишины. — А теперь давайте поиграем:
— Смотри скорей, который час тик – так –тик – так. Налево – раз! Направо – раз! Мы тоже можем так! Чтоб стать похожим на орла И запугать собак Петух расправил два крыла Мы тоже можем так! Пастух в лесу трубит в рожок, Пугается русак. Сейчас он сделает прыжок Мы тоже можем так! Идет медведь – шумит в кустах Спускается в овраг, На двух ногах, на двух руках мы тоже можем так!
— А теперь скажите мне, когда минута шла дольше?
— Какой можно сделать вывод? — Совершенно верно – если мы чем-то заняты полезным, то время летит быстро. А если нам скучно и нечем заняться, то время тянется. — А как вы думаете, какой предмет нам необходим, чтобы контролировать время? — Ребята, а для вас пришло электронное письмо. Посмотрите на экран: «Уважаемые ребята группы №7! Обращается к вам президент цветочного острова Лютик Лютикович. Злые волшебники украли все часы на нашем острове. Теперь мы опаздываем на работу, в школу и детский сад. У нас встали все заводы и фабрики, магазины открываются не вовремя. Среди жителей острова начинается паника и беспорядок. Очень прошу вас о помощи!»
— Ребята, хотите помочь жителям цветочного острова? — Сможете? |
Дети отвечают: «Сказка о потерянном времени».
Дети отвечают:«Злые волшебники украли время у школьников». Предположения детей: «Да». Дети сидят минуту в тишине.
Выполняют физкультминутку.
Дети отвечают: «Минута шла дольше, когда мы просто сидели». — Когда чем-то занят, время летит быстро.
— Часы.
|
2. Актуализация знаний и умений
Игра с мячом «Назови, какие знаешь часы»
|
— Для начала давайте поиграем в игру и вспомним, какие часы вы знаете?
— Сейчас вы будете передавать по кругу друг другу мяч и называть названия или прилагательные, которые относятся к часам.
— Много часов вы назвали! Я очень рада! — Скажите, ребята, а где на нашей группе можно увидеть разные часы? — Правильно, в мини-музее часов.
— Посмотрите на него внимательно, что необычное и новое там появилось? — Совершенно верно – это цветы. |
Дети называют наручные, песочные, водные, солнечные, настенные, карманные, напольные, будильник, механические, электронные, куранты, Биг-Бен, уличные, комнатные, большие, маленькие, круглые, квадратные, овальные, фигурные и т.д
— В мини-музее.
— Цветы.
|
3. Затруднение в ситуации
Просмотр видеоролика «Цветочные часы» |
— Как вы думаете, почему они здесь оказались?
— Затрудняетесь? А когда вы в чем-то затрудняетесь, что нужно сделать? — У нас сегодня в гостях бабушка Сони. Она раньше работала воспитателем в детском саду и проводила вела кружок «Почемучки». На этом кружке ребята искали ответы на разные вопросы. И Елена Николаевна (бабушка Сони) многое знает о часах. Давайте спросим у нее.
Елена Николаевна предлагает ребятам пройти на стульчики и узнать об этом из видеоролика. — Люди с давних времен стали замечать, что цветы распускаются и закрываются в разное время. Свойство цветов раскрывать и закрывать свои лепестки в зависимости от времени суток можно использовать для ориентации по времени. И даже создать из них своеобразные часы. Такие часы впервые появились в Швеции.
Елена Николаевна: — Ребята, я знаю, что вас просит о помощи Лютик Лютикович. Вы хотите ему помочь? А с какого острова вам пришло письмо? Догадались, как можно им помочь? Хотите? Сможете? — Почему не сможете? — А как можно узнать, какие цветы и во сколько распускаются? — Спрашивайте! |
Предположения детей
Дети отвечают – спросить у взрослых
Дети спрашивают у Елены Николаевны, почему в музее появились цветы
Предположения детей
|
4. Открытие нового
Рассказ о времени закрытия и открытия бутонов цветов
Работа детей в парах |
Рассказ Елены Николаевны. — Ребята, я предлагаю вам разделиться на пары. Сейчас вам буду рассказывать про цветы, и показывать их, а вы напротив точно такого же цветка в таблице ставьте цифру, которая обозначает время раскрытия бутона.1 – цикорий. Встречается почти повсеместно на пустырях, вдоль дорог, по крутым берегам, на холмах. Используется при приготовлении напитка, заменяющего кофе. Закрывается в час дня.2 – гвоздика. Гвоздика умеет не только радовать взор своей красотой. Она еще обладает лекарственными свойствами. А насекомым она мила тем, что является медоносным растением. Закрывается в два часа.3 – козлобородник. Жёлтый цветок, похожий на крупный одуванчик. Закрывается в 3 часа дня. 4 – шиповник. Шиповник – исключительно декоративный кустарник семейства розоцветных. Само название растения уже говорит о том, что оно покрыто шипами, особенно много их на молодых ветвях. Закрывается в 4 часа. 5 – мак. Рано утром первым раскрывает свои алые огоньки мак. Крупные цветки, возвышающиеся на длинных стеблях, напоминают застывших алых бабочек. Каждый цветок живет два дня, после чего опадает. 6 – одуванчик. Одно из самых распространенных на земле растений, легко приспосабливается к условиям среды, благополучно растет на солнцепеке и в тени, на равнинах и в горах. Просыпается в 6 часов. 7 – кувшинка. Одно из самых красивых растений средней полосы, еще его называют лотосом Севера. Раскрывается в 7 часов. 8 – колокольчик. По форме похож на самый настоящий маленький колокольчик. Раскрывается в 8 часов 9 – ромашка. Не только красивый, но и полезный цветок. Закрывается в 9 часов. 10 – кислица. Дети любят её есть и называют заячьей капустой. Закрывается в 10 часов. 11 – осот. Листья используют как салат и в суп. Цветет растение с конца июня до октября. Если он не раскрывает бутон, то на следующий день можно ожидать дождя. Осот огородный закрывается в 11 часов. 12 – фиалка. Ночное растение, раскрывает свои лепестки в 12 часов ночи — Ребята, теперь вы сможете помочь жителям острова? -Тогда приступайте к работе. Выполнить цветы вам поможет схема. |
Дети слушают рассказ и отмечают в таблице время закрытия или раскрытия цветов цифрами. |
5. Включение нового в систему знаний | Продуктивная деятельность детей в парах.
Давайте покажем ваши работы друг другу и Елене Николаевне. А у нас снова электронное письмо: «Дорогие ребята. Снова пишет вам Президент Лютик Лютикович. Спасибо вам большое за помощь! Теперь мы не только знаем о цветочных часах, но и сможем определять по ним время!» |
|
6.Подведение итога, рефлексия. | — Кому помогли? Почему смогли помочь? Что нового узнали? Что было трудно? |