Эссе » Здоровье дошкольников» в номинации «Заметки на полях» Садыковой Ирины Сергеевны, воспитателя МАДОУ Детский сад 124 «Вишенка», г. Череповец
В нашем быстро меняющемся мире меняется многое: образовательные и воспитательные технологии и подходы к образовательной и воспитательной деятельности, существует множество методов и приемов обучения и воспитания. Не меняется лишь одно – человеческие ценности. И одной из первых, если не первейшей, является ценность здоровья нашего и наших детей. Каждый раз к началу нового учебного года я изучаю массу литературы по современным вопросам воспитания, уделяя особое внимание решению проблемы соотношения качества образования и сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст очень важен в формировании физического и психического здоровья ребенка. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. На сегодняшний день установилась тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения количества детей с нарушениями психического и речевого развития, соответственно, возникает необходимость поиска механизмов, позволяющих менять подходы к здоровьесбережению детей во многих аспектах образовательной среды. Цель применения здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте – формирование и закрепление положительного отношения у детей к своему здоровью через систематизацию знаний гигиенически-оптимальных норм жизни, через двигательную и физическую активность.
В связи с этим мне показалась особенно интересной статья «Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников», опубликованная в журнале Молодой ученый №8 (298) февраль 2020 г. (авторы Г. В. Сердюкова, С. И. Сысоева, Н. А. Мишукова.) «Дошкольный возраст характеризуется развитием основных функциональных систем, которые способствуют созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребенка в течение всего последующего его развития. Проблема формирования у дошкольников ценностной ориентации на здоровый образ жизни и воспитание культуры здоровья является многоаспектной…,» — указывают авторы.
Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации, и авторы ставят цель создания специальных условий, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на сознание дошкольников в плане мотивации к здоровому образу жизни через потребность быть здоровыми.
На основе изучения трудов отечественных ученых и их последователей авторы проводят исследование, предмет которого —« педагогическое обеспечение процесса воспитания культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни дошкольников». Научная новизна исследования «состоит в определении педагогических условий для воспитания у старших дошкольников ценностной здорового образа жизни; активизация интереса дошкольников к культуре здоровья и пониманию смысла культуры здоровья».
Сегодняшнему ребенку недостаточно объявить о ценности здорового образа жизни. Современные реалии свидетельствуют о необходимости доказательного принятия ребенком таких ценностей. Дети дошкольного возраста могут быть вовлечены активными родителями (их представителями), педагогами и воспитателями в программу (именно — программу) формирования у них ценностей здорового образа жизни.
«Вопросы формирования культуры здоровья у дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни как ценности хорошо разработаны, но с изменением природной, социальной среды, требуют корректировки и постоянного обновления содержания образования,»- считают авторы статьи. По мнению большинства экспертов, базисом будущей личности является его здоровье, так как оно является ключиком, открывающим двери больших возможностей для развития ребёнка. Но с каждым годом увеличивается процент детей, для которых данная дверь открывается не полностью. В современном мире значительно увеличилось негативное влияние факторов среды на организм человека. Эти факторы стали причиной увеличение показателей заболеваемости во всех возрастных категориях, в том числе и в дошкольном возрасте. По последним данным научного центра здоровья детей РАМН, число здоровых дошкольников на данный момент составляет всего 9 %, а более 60 % имеют функциональные отклонения, причем не только физического состояния. Также наблюдается увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития.
Как прописано во ФГОС дошкольного образования, одной из его основных задач является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, который является фактором сохранения физического, психического и социального здоровья. К компонентам здорового образа жизни относятся следующие: режим дня, закаливание, занятие спортом, прогулки на свежем воздухе, личная гигиена, правильное питание, дозированное цифровое потребление и движение. За наличие данных компонентов в жизни дошкольника отвечают дошкольное образовательное учреждение и родители (законные представители ребёнка). В детском саду в соответствии с требованиями стандарта создаётся здоровьесберегающая среда, которая позволяет сохранить и приумножить здоровье воспитанника. И именно хорошо спланированная, продуманная программа даёт возможность окунуть воспитанника в пространство, которое ненавязчиво, с учётом индивидуальных особенностей будет формировать правильное направление сознания ребёнка и навыки, необходимые для успешной жизнедеятельности. Чтобы добиться успеха в создании такой среды и привитии дошкольникам культуры здоровья, необходимо совместное участие ДОУ и семьи. Педагоги и родители на собственном примере, в первую очередь, должны показывать, что значит быть здоровым и как вести здоровый образ жизни, вести за собой детей.
Авторы исследованной мною статьи создали и испытали Программу, рассчитанную на 68 часов в год, реализуемую как вариативную часть программы ДОО. «В ней четыре раздела: 1) Физическая культура как основа здорового образа жизни. 2) Гигиена дошкольника. 3) Здоровое питание. 4) Психология здоровья «В здоровом теле — здоровый дух». В программу вошли физические, психологические, общеразвивающие упражнения, физкультурно-оздоровительные мероприятия». И если первый раздел — утренняя гимнастика, физкультурные праздники, различные виды гимнастик – пальчиковая, зрительная, дыхательная во время занятий, прогулки и т. д., — является традиционным для ДОУ, то второй и четвертый можно назвать новаторским, так как его проведение можно совмещать с ограниченным использованием гаджетов, видеоматериалов. Например, «Мудрые сказки тетушки Совы»- коротенькие видео, где «в простой и доступной форме мудрая Сова расскажет малышам о самых главных и нужных вещах: как важно быть добрым, почему нельзя обманывать, зачем всегда слушать старших, как найти друзей и многое другое». Во 2-м разделе можно использовать элементы закаливания — хождение по мокрому коврику босиком с соблюдением всех правил этой процедуры. Раздел «Здоровое питание» можно провести с элементами сюжетно-ролевой игры и объединить с празднованиями дней рождений детей или Дня Мамы, Международного женского дня. А «Веселые старты», спортивные эстафеты проводить под лозунгом «Мы — спортивная семья» и с участием родителей (или законных представителей). Завершающей фазой, своеобразной рефлексией после каждого этапа программы может выступить выставка рисунков «Здоровье – счастливая страна!».
Поиск специфических подходов к решению проблем качества образования, сохранения и укрепления здоровья прежде всего детей дошкольного возраста важен для всей системы образования современной России. Здоровьесбережение – это технологии, которые в первую очередь направлены на решение одной из главных задач современного дошкольного образования, а именно: сохранения, поддержания, укрепления и обогащения здоровья всех участников педагогического процесса. А как показали результаты годичного внедрения описываемой Программы, показатели здоровья ребят более чем убедительны. Поэтому очень отрадно видеть успехи коллег, иметь возможность перенять опыт, поделиться своими наработками в этой области. Успехов всем нам в распространении культа здорового образа жизни!
1. Сердюкова, Г. В. Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников / Г. В. Сердюкова, С. И. Сысоева, Н. А. Мишукова. — Текст : непосредственный // Молодой у