Стекло. Синий_

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Развитие индивидуальности школьников в процессе учебно-воспитательной деятельности

Решение новых задач требует новых приоритетов в образовании. Это означает интерактивный стиль и обучение, основанное на индивидуальных потребностях и способностях. Вместе они должны обеспечить совершенно новое измерение получения знаний и сделать обучение более удобным процессом.
На мой взгляд, учебные программы курсов должны быть разработаны с учетом практического опыта, приобретенного либо в предпринимательской среде, либо в любой другой, в зависимости от типа учебной программы.
Свобода – важнейшее условие практически в любом аспекте жизни. Свобода сама по себе является главным вопросом в человеческих делах. История знает множество случаев, когда люди из разных слоев общества искали свободу в различных аспектах своей жизни. Обучение входит в число тех вопросов, которые всегда были горячей темой в литературе о свободе. Как утверждает Ланкшир: «Свобода и обучение были связаны в философии и теории образования в рамках западной традиции со времен греков и играли особенно важную роль в англо-американских дебатах по вопросам образования на протяжении большей части двадцатого века» [4].
Новая модель образования должна быть основана на росте личности и быть способной развивать у учащихся индивидуальность, гибкость и личностный рост. Для этого необходимо:
 содействие достижениям учащихся;
 устранение препятствий на пути инклюзивности;
 создание среды обучения и преподавания, учитывающей индивидуальные потребности учащихся;
 оригинальное и креативное мышление;
 разумное принятие решений;
 содействие получению молодыми людьми опыта обучения посредством многомерных связей между полученной в школе теорией и реальной жизнью;
 поддержка учащихся в вопросе их личной ответственности за процесс обучения;
 улучшение взаимоотношений школьников с учителями, где учитель является понимающим наставником;
 приобретение знаний для решения проблем;
 гибкая адаптация к новым ситуациям;
 эффективное сотрудничество с другими;
 педагогика, ориентированная на учащегося, которая фокусируется на отдельных учащихся, их опыте, перспективах, талантах, интересах, способностях и потребностях с упором на обучение. В этом контексте новые стратегии образования должны поощрять взаимодействие, педагогику сотрудничества между учителями и учащимися.
Новые технологии и инструменты также могут улучшить общение между учениками и учителями. Как отмечает Кими: «Они обеспечивают каждому учащемуся большее разнообразие в обучении, повышают эффективность взаимодействия между отдельными учащимися и учителями, предоставляют пространство для персонализированного, гибкого обучения за пределами классной комнаты и позволяют учащимся жить локально, одновременно обучаясь глобально — за счет использования внешних ресурсов, доступных через Всемирную паутину» [3].
Многие авторы пишут о сравнении модальностей электронного образования с «живым», выделяют плюсы очного общения, несмотря на то, что электронное образование демонстрирует большое количество свойств, аналогичных реальному образованию. Подобно очному обучению, электронное образование носит интерактивный характер. Однако, несмотря на преимущество в скорости обмена информацией виртуально и на большие расстояния, электронное образование выявило некоторые дополнительные недостатки, например, задачи не будут решаться быстрее, если они будут даны в электронном виде. На самом деле это не так.
С появлением новых технологий процесс обучения в классе может стать значительно богаче, поскольку учащиеся имеют доступ к новым и различным типам информации и могут сочетать преимущества  очного обучения и электронного. Эта комбинация дает им массу возможностей узнать больше нового в совершенно другой среде. Школьники могут выполнять свои исследовательские проекты и контролировать эксперименты интересными для них интерактивными способами, а также могут свободно сообщать свои результаты и выводы различными способами учителям, ученикам в классе или школьникам по всему миру [1, с. 147]. Сторонники высокотехнологичных классов говорят, что компьютеры не предназначены для замены учителей. Но они верят в фундаментальное изменение роли учителя в виртуальной среде обучения.
Издавна считалось, что творчество свойственно высокоодаренным и благородным людям; однако было доказано, что такой аргумент является неверным. Ряд исследователей рассматривает креативность как составную часть инноваций, которая является базовым аспектом предпринимательства. Хотя каждый человек обладает определенными творческими способностями, степень развития потенциала во многом зависит от того, насколько эти способности поощряются и хорошо к ним относятся. Именно с этой точки зрения образование играет решающую роль и в значительной степени определяет, будут ли его результатом «пассивные имитаторы» или «активные, творческие участники».
В традиционных системах обучения учащиеся являются пассивными участниками на всех уровнях образования. Их личное творчество не поощряется, и им не предлагается мыслить критически и оригинально [2, с. 65]. Завершив процесс формального образования, они способны более или менее успешно воспроизводить информацию, полученную в ходе школьного обучения; однако они не учатся применять полученные знания на практике и использовать эти знания как основу для самостоятельного создания новых идей и принятия бизнес-решений. Знания, приобретаемые учениками в процессе обучения, зачастую оказывались не подходящими для применения или даже недостаточными для удовлетворения современных требований бизнес-среды.
«Обучение на практике» — это нетрадиционный подход, при котором учащиеся активно участвуют в приобретении опыта, помогающего закрепить материал, полученный на уроках. Также при этом подходе ученики получат навыки, которые окажут долгосрочное воздействие и, таким образом, помогут лучше учиться. В этом контексте многочисленные точки зрения выводят образовательный опыт за пределы классной комнаты, чтобы развивать практическое применение и разрабатывать рассматриваемый вопрос. Сервисное обучение, обучение на уровне сообщества, исследования действий сообщества, стажировки, обучение за рубежом и аналогичный опыт — все это предоставляет возможности для «творческого» обучения, которое побуждает школьников использовать свои критически важные навыки для понимания и улучшения окружающего их мира [5, с. 4].
Таким образом, творческое образование, основанное на свободе обучения и преподавания, способствует развитию творчества и оригинального мышления. Соответственно, существующая система образования и образовательные программы должны быть пересмотрены. Необходимо установить связи между школьными знаниями и реальной жизнью, основанные на получении практических навыков для будущей взрослой жизни. Следовательно, творческое и интерактивное образование должны обеспечить совершенно новое измерение получения знаний. Такой активный режим обучения обеспечивает инновационное развитие личности человека, генерирующего  уникальные идеи и претворяющего их в творческие проекты.
Литература:
1. Байбородова Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе: Монография. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени. К.Д. Ушинского, 2011. – 281 с.
2. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности (Курс лекций) / О.С. Гребенюк. – Калининград: Калининградский университет, 1995. – 130 с.
3. Кими К., Николас Х., Махар С. и Херрик К. «Персонализация образования: от исследований к политике и практике», Ричмонд Норт (Виктория: McLaren Press, 2007).
4. Ланкшир К. и Кнобель М. «Свобода и обучение в сетевом обществе», 12-я образовательная конференция, Гранада, Испания. (2005) http://everydayliteracies.net/freedom.pdf
5. Наказ президента школе, образованию // Методическая работа в школе. — М.: Издательство «Современное образование». 2010. — №4. — С. 3 — 5.

1

Автор публикации

не в сети 3 недели

Elena93

1
Комментарии: 0Публикации: 2Регистрация: 06-03-2024

Вы можете поделиться этой публикацией:

VK
Telegram
OK
WhatsApp
Email
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Если отчества нет, оставьте это поле пустым
Генерация пароля