Стекло. Синий_

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Командный подход как условие эффективной работы центра «Точка роста»

Центры «Точка Роста» создаются на базе сельских школ и образовательных учреждений малых городов. Их главная миссия – предоставить детям равные возможности для получения качественного образования, независимо от места их проживания. Это пространства, где школьники могут развивать свои таланты, учиться новому и реализовывать идеи. Помимо этого, центры «Точка роста» могут выступать в роли общественного пространства для развития цифровой грамотности, творческой, проектной деятельности и другой познавательной и социальной активности учеников школы, их родителей, учителей, а также местных жителей. Чтобы обеспечивать эффективную работу этих «островков грамотности», нужна сильная команда. В нашей статье поговорим, что это такое.

Актуальность перехода на командный подход

На протяжении десятилетий в условиях стабильности и предсказуемости сложился традиционный подход в руководстве. Здесь четко выстроена иерархия власти и ответственности (руководитель – заместители – другие сотрудники). Ведущий механизм такого подхода – конкретный регламент взаимодействия и полномочий. Но в динамично меняющихся условиях четкое исполнение инструкций наоборот тормозит принятие решений, снижает гибкость и оперативность реагирования и сокращает вероятность творческих нестандартных действий. Именно тогда становится актуальна проблема создания команды и работы в ней. 

Команда: определение, признаки 

При командном подходе должностные полномочия, границы профессиональных компетенций размываются, ответственность берут на себя все члены коллектива, решения принимаются оперативно и творчески – на стыке различных знаний, опыта и возможностей. Когда руководитель сам работает в команде, он понимает, что, с одной стороны, он – руководитель, а с другой – такой же член команды. 

Несколько маленьких команд взаимосвязаны, они дружно работают на единый результат. В итоге их совместный труд приводит к успеху всей образовательной организации. 

Исследователи уделяли много внимания такому предмету, как «командный подход». Так, по наблюдению К. Б. Миллера, команда – это группа специалистов из 5-7 человек, которые:

  • разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности; 
  • имеют взаимодополняющие умения; 
  • принимают на себя ответственность за конечные результаты деятельности; 
  • способны исполнять любые роли внутри команды и определяют себя и своих партнеров принадлежащими к команде.   

При этом истинную команду характеризуют следующие особенности:

  • состоит из почти равных участников (компетентные педагоги, имеющие определенный статус, способные заниматься планированием, организацией, анализом, то есть выполнять все необходимые обязанности);
  • участники одинаково видят то, что они делают;
  • все хорошо мотивированы на достижение результата;
  • большая часть управленческих процессов одинаково распределена между членами команды (каждый член команды может выполнять функцию руководителя, но в пределах своей компетенции).

С точки зрения другого исследователя, Р. Белбина, команда наиболее эффективна в тех случаях, когда она неоднородна и состоит из людей, обладающих различными способностями, способами мышления и поведения. При этом необходимо, чтобы члены команды не просто различались, а дополняли друг друга и благодаря своим особенностям могли выполнять различные функции в команде. Представления о необходимой гетерогенности команды легли в основу концепции командных ролей по Белбину:

  1. Председатель (координатор) – зрелый и уверенный в себе человек, он руководит процессом выполнения заданий, а также процессом принятия решений, определяет общие цели и умело делегирует полномочия. 
  2. Вдохновитель команды, мотиватор: обладатель этой роли очень отзывчив, спокоен и дружелюбен с другими членами команды. Он ведет себя дипломатично, умеет выслушать других и успокоить, предотвратить или сгладить конфликты. 
  3. Генератор идей: этот член команды очень креативен, наделен богатой фантазией, обладает нестандартным взглядом на вещи, открыт новому. 
  4. Собиратель идей, исследователь ресурсов очень коммуникабелен, он наполнен энергией и стремлением взяться за дело. Его основная функция в команде – развитие контактов и анализ возможностей. 
  5. Стратег-аналитик занимается подробным анализом и критикой всех идей, поступающих от членов команды. Он проницателен и способен к стратегическому мышлению. 
  6. Контролер: такому члену команды свойственно очень добросовестное отношение к своей работе. Он следит за выполнением задач и сроками, ищет ошибки и упущения. 
  7. Специалист обладает редкими знаниями и навыками, необходимыми для решения конкретных задач, поставленных перед командой. Он самостоятелен и искренен. 
  8. Реализатор отличается организованностью, ответственностью и дисциплиной. Он – тот человек, который может воплотить теоретические идеи в реальность. 

В образовательной организации работают несколько команд, связанных между собой:

  • команда руководителей («управленцы»);
  • педсовет;
  • методические советы;
  • родительские комитеты;
  • центр «Точка роста».

В каждой из этих команд могут быть типы (роли), указанные Белбином. Чтобы определить, к какой из восьми перечисленных ролей относится педагог, ему нужно обратиться к своему коллеге – школьному психологу. 

Говоря же непосредственно о педагогической команде, следует сказать, что это группа преподавателей, которые ведут совместную деятельность во благо осуществления общей образовательной цели и разделяют ответственность за полученные итоги. Педагогическая команда характеризуется следующими признаками:

  • постановка общей цели;
  • регулярное взаимодействие членов команды на разных уровнях;
  • координация своих действий;
  • деловое взаимодействие и межличностное общение;
  • взаимная ответственность и взаимозаменяемость.

Каждый педагог выступает в разных ролях, находясь в разных командах своей образовательной организации. Например, руководитель как учитель-предметник выступает и как член методического совета, и как член ШМО, и может быть членом центра «Точка роста». Такая многофункциональность участников школьного коллектива позволяет глубже, всесторонне понять те процессы, которые протекают в организации на современном этапе, а также раскрывает возможности для профессионального роста педагогов. 

Особенности команды центра «Точка роста»

«Точка роста» – современное образовательное пространство, у которого есть свой региональный координатор. Но контроль результативности функционирования центра «Точка роста» в школе осуществляет непосредственно её директор. Чтобы центр по главе с руководителем образовательной организации работал максимально эффективно, нужна сильная команда.

Команда «Точки роста» – это самоуправляемая рабочая группа специалистов, имеющая признаки и других видов команд. Главная её особенность состоит в том, что педагогам из разных областей необходимо научиться выстраивать новые механизмы взаимодействия при работе над достижением общего результата. Например, учителям биологии, химии, физики в рамках естественно-научной и технологической направленностей или учителям информатики и ОБЖ – в гуманитарном и цифровом направлениях.

При этом команда центра «Точка роста» имеет связь с другими командами образовательной организации и может расширяться за счет:

  • привлечения сетевых партнеров;
  • членов родительского комитета.

Командную деятельность центра «Точка роста» определяют следующие элементы:

  • качество;
  • научный подход;
  • единство команды.

Отсутствие хотя бы одного из этих элементов делает невозможным достижение целей «Точки роста».

Особое значение имеет наличие у каждого Центра собственного руководителя. Это лицо, которое назначается и освобождается от должности директором школы. Им может стать один из заместителей директора общеобразовательной организации либо педагог. Согласно Методическим рекомендациям министерства Просвещения, руководитель центра «Точка роста» характеризуется следующими функциями:

  • организация работы по текущему и перспективному планированию деятельности общеобразовательной организации с учетом целей и задач центра «Точка роста»; 
  • координация работы педагогических работников по выполнению учебных (образовательных) планов и программ, разработке необходимой учебно-методической документации; 
  • оказание помощи педагогическим работникам в освоении и разработке программ и технологий; 
  • организация методической, культурно-массовой, внеклассной работы, а также информационной работы для родителей; 
  • обеспечение контроля выполнения плановых заданий, своевременного составления установленной отчетной документации;
  • внесение предложений по совершенствованию образовательного процесса и управления общеобразовательной организацией; 
  • участие в работе, развитии и укреплении учебно-материальной базы общеобразовательной организации.

Команда во главе с компетентным руководителем:

  • повышает креативность и нестандартность принимаемых решений;
  • обеспечивает объединение усилий разных специалистов на основе мультидисциплинарного подхода;
  • формирует у педагогов способности, необходимые для эффективной работы с обучающимися, родителями (законными представителями), социальными партнерами;
  • «разгружает» деятельность руководителя организации.

Всё это помогает создать новый уникальный продукт, который полностью соответствует требованиям социального заказа. Но главное достояние командного подхода – знания и компетенции учеников – тех, с кем напрямую связано наше будущее культурное и экономическое развитие. Можно с уверенностью сказать, что командный подход центра «Точка роста» способен принести щедрые плоды в рамках общеобразовательной организации, муниципалитета и всей страны.   

1

Автор публикации

не в сети 6 дней

Надежда Лимонникова

3
Комментарии: 0Публикации: 2Регистрация: 29-08-2023

Вы можете поделиться этой публикацией:

VK
Telegram
OK
WhatsApp
Email
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Если отчества нет, оставьте это поле пустым
Генерация пароля