Центры «Точка Роста» создаются на базе сельских школ и образовательных учреждений малых городов. Их главная миссия – предоставить детям равные возможности для получения качественного образования, независимо от места их проживания. Это пространства, где школьники могут развивать свои таланты, учиться новому и реализовывать идеи. Помимо этого, центры «Точка роста» могут выступать в роли общественного пространства для развития цифровой грамотности, творческой, проектной деятельности и другой познавательной и социальной активности учеников школы, их родителей, учителей, а также местных жителей. Чтобы обеспечивать эффективную работу этих «островков грамотности», нужна сильная команда. В нашей статье поговорим, что это такое.
Актуальность перехода на командный подход
На протяжении десятилетий в условиях стабильности и предсказуемости сложился традиционный подход в руководстве. Здесь четко выстроена иерархия власти и ответственности (руководитель – заместители – другие сотрудники). Ведущий механизм такого подхода – конкретный регламент взаимодействия и полномочий. Но в динамично меняющихся условиях четкое исполнение инструкций наоборот тормозит принятие решений, снижает гибкость и оперативность реагирования и сокращает вероятность творческих нестандартных действий. Именно тогда становится актуальна проблема создания команды и работы в ней.
Команда: определение, признаки
При командном подходе должностные полномочия, границы профессиональных компетенций размываются, ответственность берут на себя все члены коллектива, решения принимаются оперативно и творчески – на стыке различных знаний, опыта и возможностей. Когда руководитель сам работает в команде, он понимает, что, с одной стороны, он – руководитель, а с другой – такой же член команды.
Несколько маленьких команд взаимосвязаны, они дружно работают на единый результат. В итоге их совместный труд приводит к успеху всей образовательной организации.
Исследователи уделяли много внимания такому предмету, как «командный подход». Так, по наблюдению К. Б. Миллера, команда – это группа специалистов из 5-7 человек, которые:
- разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности;
- имеют взаимодополняющие умения;
- принимают на себя ответственность за конечные результаты деятельности;
- способны исполнять любые роли внутри команды и определяют себя и своих партнеров принадлежащими к команде.
При этом истинную команду характеризуют следующие особенности:
- состоит из почти равных участников (компетентные педагоги, имеющие определенный статус, способные заниматься планированием, организацией, анализом, то есть выполнять все необходимые обязанности);
- участники одинаково видят то, что они делают;
- все хорошо мотивированы на достижение результата;
- большая часть управленческих процессов одинаково распределена между членами команды (каждый член команды может выполнять функцию руководителя, но в пределах своей компетенции).
С точки зрения другого исследователя, Р. Белбина, команда наиболее эффективна в тех случаях, когда она неоднородна и состоит из людей, обладающих различными способностями, способами мышления и поведения. При этом необходимо, чтобы члены команды не просто различались, а дополняли друг друга и благодаря своим особенностям могли выполнять различные функции в команде. Представления о необходимой гетерогенности команды легли в основу концепции командных ролей по Белбину:
- Председатель (координатор) – зрелый и уверенный в себе человек, он руководит процессом выполнения заданий, а также процессом принятия решений, определяет общие цели и умело делегирует полномочия.
- Вдохновитель команды, мотиватор: обладатель этой роли очень отзывчив, спокоен и дружелюбен с другими членами команды. Он ведет себя дипломатично, умеет выслушать других и успокоить, предотвратить или сгладить конфликты.
- Генератор идей: этот член команды очень креативен, наделен богатой фантазией, обладает нестандартным взглядом на вещи, открыт новому.
- Собиратель идей, исследователь ресурсов очень коммуникабелен, он наполнен энергией и стремлением взяться за дело. Его основная функция в команде – развитие контактов и анализ возможностей.
- Стратег-аналитик занимается подробным анализом и критикой всех идей, поступающих от членов команды. Он проницателен и способен к стратегическому мышлению.
- Контролер: такому члену команды свойственно очень добросовестное отношение к своей работе. Он следит за выполнением задач и сроками, ищет ошибки и упущения.
- Специалист обладает редкими знаниями и навыками, необходимыми для решения конкретных задач, поставленных перед командой. Он самостоятелен и искренен.
- Реализатор отличается организованностью, ответственностью и дисциплиной. Он – тот человек, который может воплотить теоретические идеи в реальность.
В образовательной организации работают несколько команд, связанных между собой:
- команда руководителей («управленцы»);
- педсовет;
- методические советы;
- родительские комитеты;
- центр «Точка роста».
В каждой из этих команд могут быть типы (роли), указанные Белбином. Чтобы определить, к какой из восьми перечисленных ролей относится педагог, ему нужно обратиться к своему коллеге – школьному психологу.
Говоря же непосредственно о педагогической команде, следует сказать, что это группа преподавателей, которые ведут совместную деятельность во благо осуществления общей образовательной цели и разделяют ответственность за полученные итоги. Педагогическая команда характеризуется следующими признаками:
- постановка общей цели;
- регулярное взаимодействие членов команды на разных уровнях;
- координация своих действий;
- деловое взаимодействие и межличностное общение;
- взаимная ответственность и взаимозаменяемость.
Каждый педагог выступает в разных ролях, находясь в разных командах своей образовательной организации. Например, руководитель как учитель-предметник выступает и как член методического совета, и как член ШМО, и может быть членом центра «Точка роста». Такая многофункциональность участников школьного коллектива позволяет глубже, всесторонне понять те процессы, которые протекают в организации на современном этапе, а также раскрывает возможности для профессионального роста педагогов.
Особенности команды центра «Точка роста»
«Точка роста» – современное образовательное пространство, у которого есть свой региональный координатор. Но контроль результативности функционирования центра «Точка роста» в школе осуществляет непосредственно её директор. Чтобы центр по главе с руководителем образовательной организации работал максимально эффективно, нужна сильная команда.
Команда «Точки роста» – это самоуправляемая рабочая группа специалистов, имеющая признаки и других видов команд. Главная её особенность состоит в том, что педагогам из разных областей необходимо научиться выстраивать новые механизмы взаимодействия при работе над достижением общего результата. Например, учителям биологии, химии, физики в рамках естественно-научной и технологической направленностей или учителям информатики и ОБЖ – в гуманитарном и цифровом направлениях.
При этом команда центра «Точка роста» имеет связь с другими командами образовательной организации и может расширяться за счет:
- привлечения сетевых партнеров;
- членов родительского комитета.
Командную деятельность центра «Точка роста» определяют следующие элементы:
- качество;
- научный подход;
- единство команды.
Отсутствие хотя бы одного из этих элементов делает невозможным достижение целей «Точки роста».
Особое значение имеет наличие у каждого Центра собственного руководителя. Это лицо, которое назначается и освобождается от должности директором школы. Им может стать один из заместителей директора общеобразовательной организации либо педагог. Согласно Методическим рекомендациям министерства Просвещения, руководитель центра «Точка роста» характеризуется следующими функциями:
- организация работы по текущему и перспективному планированию деятельности общеобразовательной организации с учетом целей и задач центра «Точка роста»;
- координация работы педагогических работников по выполнению учебных (образовательных) планов и программ, разработке необходимой учебно-методической документации;
- оказание помощи педагогическим работникам в освоении и разработке программ и технологий;
- организация методической, культурно-массовой, внеклассной работы, а также информационной работы для родителей;
- обеспечение контроля выполнения плановых заданий, своевременного составления установленной отчетной документации;
- внесение предложений по совершенствованию образовательного процесса и управления общеобразовательной организацией;
- участие в работе, развитии и укреплении учебно-материальной базы общеобразовательной организации.
Команда во главе с компетентным руководителем:
- повышает креативность и нестандартность принимаемых решений;
- обеспечивает объединение усилий разных специалистов на основе мультидисциплинарного подхода;
- формирует у педагогов способности, необходимые для эффективной работы с обучающимися, родителями (законными представителями), социальными партнерами;
- «разгружает» деятельность руководителя организации.
Всё это помогает создать новый уникальный продукт, который полностью соответствует требованиям социального заказа. Но главное достояние командного подхода – знания и компетенции учеников – тех, с кем напрямую связано наше будущее культурное и экономическое развитие. Можно с уверенностью сказать, что командный подход центра «Точка роста» способен принести щедрые плоды в рамках общеобразовательной организации, муниципалитета и всей страны.