Педагогическое эссе в номинации «Моё слово в педагогике» Каракаш Елены Ивановны, учителя русского языка и литературы «МБУ «Школа № 69» г. Тольятти
В настоящее время проблема сохранения здоровья школьников имеет первостепенное значение в жизни общества и становится приоритетной национальной задачей, требующей решения.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость создания необходимых условий для повышения качества общего образования. Одной из таких предпосылок является сохранение и укрепление здоровья учащихся, в том числе за счет использования эффективных методов обучения [6, с. 78]. Таким образом, одной из важнейших задач для образовательных учреждений является эффективное применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
МБУ «Школа № 69» г.Тольятти особенная: здесь работают специально подготовленные преподаватели и ученики-инвалиды, требующие к себе внимательного и чуткого отношения [4, с. 120]. И создание здоровьесберегающей среды призвано помочь учащимся с сенсорно-соматическим расстройством социализироваться и реализовать свои способности во всех сферах жизни современного общества.
Важнейшим направлением нашей школы является наличие коррекционных классов и использование здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников с ОВЗ и вторичными нарушениями в развитии познавательной, эмоциональной и личностной сферы.
Создание здоровьесберегающей среды необходимо для решения следующих образовательных задач учреждения:
- формирования у школьников сознательного отношения к здоровью и физическому воспитанию;
- пропаганды здорового образа жизни;
- обучения поведению в различных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, окружающей среды и общей культуры;
- медицинской, психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ.
В нашей школе деятельность всего преподавательского состава ориентирована на формирование здорового образа жизни и культуры здоровья у школьников с ОВЗ. На занятиях внедряются здоровьесберегающие технологии, то же самое касается внеклассных мероприятий, занятий с педагогом-психологом и учителем-логопедом.
Администрация, педагогический коллектив и родительский комитет обеспечивают санитарно-гигиеническое состояние помещений школы, нормирование учебной нагрузки, объема уроков и домашних заданий, внедрение здоровьесберегающих технологий. Для решения этих вопросов привлекаются специалисты разного уровня.
Большое внимание уделяется гигиеническим условиям курса с целью сохранения здоровья: профилактики нарушений осанки, улучшения кровообращения и развития тактильных ощущений и мелкой моторики.
Атмосфера в классе во многом зависит от позитивного взаимодействия внутри системы учитель – ученик [5, с. 40]. Улыбка учителя и сердечный смех ребенка — мощный противовес состоянию усталости.
Использование ИКТ на уроках и во внеклассной деятельности позволяет совмещать игры и учебную работу, что повышает мотивацию к изучаемому предмету. Использование графических и звуковых функций на компьютере создает благоприятный эмоциональный фон на уроках, во время поддерживающих занятий и во внеклассной деятельности, что способствует развитию учащихся. Благодаря занятиям с мультимедийными презентациями школьники становятся более активными, рассудительными и не боятся высказывать свое мнение.
В школе используются адаптированные рабочие программы. Они включают психолого-педагогические приемы и методы коррекционной работы и реализуются с использованием предлагаемых наглядно-практических методов коррекции.
Реализация программ имеет положительные результаты в деле пропаганды здорового образа жизни среди детей и молодежи. Важным условием реализации программ является творческий характер образовательного процесса: включение студента в исследовательскую деятельность, среда для развития и пространство для адаптации.
Использование различных компенсаторных методов и приемов здоровьесберегающих образовательных технологий зависит от многих условий: профессионализма учителя, его личной заинтересованности, образовательного уровня класса [1, с. 35].
Здоровое поколение может существовать только при условии сотрудничества детей и взрослых, дружеской атмосферы, комфортных социально-бытовых условий и соблюдения режима дня, питания, занятий. Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мер по уходу за кожей, волосами, полостью рта, очками, одеждой и обувью. Всему этому мы учим наших обучающихся, закладывая основы ЗОЖ.
Учащиеся школы № 69 находится в благоприятном психологическом микроклимате, способствующем развитию талантов, навыков и компетенций при наименьших психоэмоциональных затратах. Они получают обогащенное питание два раза в день. Для удовлетворения биологических потребностей в передвижении детей с ограниченными возможностями здоровья перерывы между занятиями составляют 20 минут для организации горячего питания, прогулок на свежем воздухе и игрового общения. В рамках образовательного процесса организуются спортивные занятия, динамичные перерывы с имитацией движений, сопровождаемые стихами и музыкой.
Здание и оборудование школы ремонтируются каждый год. Инструктаж по охране труда и технике безопасности дается студентам и работникам кафедры своевременно. В соответствии с требованиями проводится влажная уборка, поддерживается вентиляция помещений общего пользования и учебных аудиторий, оптимальная температура.
В школе созданы оптимальные условия для обучения, обучения и развития детей с ОВЗ, показателями этих условий является наличие материально-технической базы, соответствующей современным требованиям СанПиН:
- классы оборудованы с учетом санитарно-гигиенических требований (мебель по высоте, освещение рабочей поверхности стола не менее 500 люкс, подходящая просторная атмосфера);
- в классах имеется богатый учебный материал; созданы комплексы коррекционных игр, упражнений для глаз.
За соблюдение санитарных норм отвечают средний и дежурный персонал: администраторы, преподаватели, классный коллектив.
Оздоровительно-развивающая деятельность носит позитивно-эмоциональный характер и благотворно влияет на здоровье школьников [2, с. 73]. Творчески организованная массовая спортивная работа включает в себя организацию спортивных соревнований и дней здоровья.
Школа придает большое значение профориентационной работе. Классные руководители проводят тематические дискуссии и классные часы по выбору возможных профессий для людей с ограниченными возможностями.
Диагностика общего физического состояния детей и преподавателей проводится в рамках тщательного ежегодного медицинского осмотра с целью выявления отклонений в состоянии здоровья при осмотре специалистами.
Систематическая работа по формированию здорового образа жизни осуществляется посредством следующих компонентов:
- ежедневная утренняя зарядка;
- минуты упражнений на расслабление мышц и снятие усталости глаз;
- динамическая перемена для первоклассников;
- прогулки на свежем воздухе для учащихся группы продленного дня;
- третий класс физической подготовки;
- коррекционные курсы;
- деятельность творческих объединений;
- спортивно-досуговые мероприятия;
- ПМПк;
- курсы повышения квалификации;
- родительские собрания и конференции;
- образовательные консультации, мастер-классы;
- повышение уровня профессиональной квалификации педагогических кадров и самообразовательной деятельности.
Формирование сознательного отношения к своему здоровью и физическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется через взаимодействие с медицинскими учреждениями, высшими учебными, культурными и спортивными учреждениями, Департаментом социальной защиты, Центром психологической, медицинской и социальной поддержки [3, с. 24].
Таким образом, совместная работа администрации, педагогического коллектива и родительского комитета школы № 69 способствует созданию благоприятной образовательной среды: сохранению и укреплению здоровья, коррекции и развитию личности, формированию стиля детей-инвалидов и снижение заболеваемости среди учащихся и преподавателей школы.
Библиографический список
- Актуальные проблемы реализации концепции модернизации Российского образования. Сборник научных трудов. – СПб.: ГНУ ИОВРАО, 2004. — 270 с.
- Амбрукайтис, Ю. П. Изменение в воспитании детей со специальными потребностями и программа //Дефектология. — 2003. -№5. — С. 22-24.
- ананьев В.А. Психология здоровья — новая отрасль человекознания. — СПб., 1996. — 255 с.
- Сайко Э.В. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции// Мир психологии. 2000. № 1 (21). С. 3-11.
- Состояние и перспективы профильного обучения старшеклассников: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, г. Кемерово, 17-18 марта 2004 г. / Под общ. ред. Н. А. Заруба, Т. Н. Семенковой, и др. — Кемерово: Изд-воКРИПКиПРО, 2004. — 434 с.
- Тупоногов, Б. К. Основы коррекционной педагогики / Б. К. Тупоногов. — М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2004. — 375 с.