Педагогическое эссе в номинации «Цитаты» Ищук Ирины Сергеевны, учителя начальных классов МБОУ «Советская СШ√1», Республика Крым
Занимаясь подготовкой к написанию эссе по теме здоровьесбережения, увидела, что не так уж много контента создано в настоящее время по этой теме. Также могу сказать, что конкурсы с подобной тематикой мне никогда не встречались. При том, что тема самая актуальная, наверное, в наше время. Все мы,чем старше, тем больше нас становится, что о своём собственном здоровье мы мало заботились. С возрастом всё недополученное организмом выходит нам боком. Кардинально эту ситуацию уже не изменить, можно только поддерживать тот уровень, который имеем, не откатываться назад, не уступать болезням ни на минуту, ни на клетку. Как известно, болезнь легче предотвратить, чем лечить.Но наше поколение и поколение наших родителей уже упустили момент. Однако, для наших детей и учеников ещё есть перспектива вырасти развитыми в сфере культуры здорового образа жизни. Наша задача — помочь им это сделать.
Томас Мор писал: “Мудрец будет скорее избегать болезней, чем выбирать средства против них”. “ Здоровье — мудрых гонорар,”- утверждал Пьер Жан Беранже. И с ними нельзя не согласиться. Мы не то, чтобы понимаем умом, мы уже чувствуем своим телом, что они правы.
Из чего же складывается здоровье? Первое — это настрой и настроение, оптимизм и бодрость духа, желание укрепить, сохранить здоровье. “Судите о своем здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне,” — писал Генри Дейвид Торо. А Георг Энрих говорил:” Стань лучше — и тебе станет лучше”. Д. Боккаччо дал рецепт для тех, кто заболел:“Тот, кто хочет быть здоровым, отчасти уже выздоравливает”. Действительно, мне думается, что мы заболеваем, когда сдаёмся, перестаём бороться, падаем духом. Подобная ситуация описана О. Генри в новелле “Последний лист”
Почему я так много говорю о нашем здоровье, здоровье взрослых? Да потому, что больные взрослые не могут воспитать здоровую молодёжь. Как известно, самый простой, не требующих специальных условий и усилий педагогический и воспитательный приём — приём положительного примера. Дети, хотим мы или нет, берут с нас пример. Когда мы говорим о пользе ЗОЖ на классных часах, то это не очень убедительно для ребят. А вот если вместе с ними бежим, например, кросс, то это уже совсем другое дело. То есть второе правило — пример другого.
Третье правило для сохранения здоровья — соблюдение режима дня. “ Сон — бальзам природы,”- писал наш любимый драматург Вильям Шекспир.
А Джозеф Аддисон добавляет и четвертую составляющую ЗОЖ: “ При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины”. Им вторит Бенджамин Франклин: “Ничего лишнего. Рано ложиться и рано вставать — вот что делает человека здоровым, богатым и умным”.
Пятый рецепт — правильное питание. Дени Дидро заметил: “Врачи непрестанно трудятся над сохранением нашего здоровья, а повара — над разрушением его; однако последние более уверены в успехе”. “ В поедании пищи, умение съесть больше остальных — недостаток, умение насытиться меньшим — достоинство,”- писал Гарун Агацарский, подчёркивая важность приёма пищи небольшими порциями и вреда переедания. “Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства,” — писал Д. Леббок. А Лев Толстой писал: “Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой, чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней и им легче было бы управлять своею душою и телом”. Бенджамин Франклин отругал бы нас за привычку есть часами на банкетах и званых обедах и ужинах: “Если хочешь удлинить свою жизнь, укороти свои трапезы”.” Если не будешь есть еду как лекарство, то будешь есть лекарство как еду!” — говорил мой любимый острослов Михаил Задорнов.
Шестое — закаливание, развитие выносливости. “Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства,”- заключил Эпиктет, подчёркивая также важность душевного здоровья, о котором я писала выше, говоря об оптимизме и настрое. Вот и Сократ связывал тело и душу: “Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так же нельзя лечить тело, не леча душу”. Таким образом, душевное здоровье — это седьмая часть.
Восьмое — место для отдыха. В нашей педагогической деятельности мы не должны забывать об отдыхе детей, чередуя и меняя виды деятельности, проводя физминутки, зарядки для глаз, используя инсценирование, игры, мы даём детям отдохнуть от умственного труда. “Люди, которые не могут найти время для отдыха, рано или поздно будут обязаны найти время для болезни,” — наставлял Джон Ванамейкер.
Конечно, есть и другие факторы, влияющие на сохранение здоровья, я позволю себе остановиться на этих восьми. В заключении хочется сказать, что здоровый человек — это красиво, не зря мы так любим смотреть соревнования по фигурному катанию, по художественной гимнастике, балет. Хочется, чтобы наши дети сохранили свою красоту, чтобы, когда они выросли, глядя на них, кто-то тоже любовался.”Многие здоровы без красоты, но никто не красив без здоровья,” — писал Лоренцо Валла. “Нет богатства лучше телесного здоровья и нет радости выше радости сердечной,” — говорил Соломон. Будьте радостны, будьте здоровы, коллеги!