Педагогическое эссе в номинации «Моё слово в педагогике» Чередниченко Станислава Григорьевича, учителя технологии ГУ ЛНР «ЛОУСШ №57 имени Г.С.Петрова».
В современной системе образования стремительно набирает скорость процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые становятся неотъемлемой частью жизни современного человека.
Это обязывает и школу так же стремительно меняться.
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы как для учителей, так и для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
Актуальность использования педагогами ИКТ проявилась во время дистанционной формы обучения.
Дистанционная форма обучения застала педагогов, учащихся, родителей врасплох. За все время моей педагогической деятельности данная форма обучения не применялась ни разу. В связи с этим передо мной встал актуальный вопрос: «Как обучать детей практическим навыкам без визуального контакта, без живого общения?».
Когда приходишь в класс, используешь привычные методы и приемы работы: имеющуюся наглядность, современные компьютерные средства обучения. Это все живо, интересно. Но самое главное, что урок, проведенный в очной форме обучения – это живое общение, когда видишь глаза детей, когда есть возможность в течении урока не только объяснить, проконтролировать правильность выполнения работы, но и вовремя помочь качественно ее выполнить. Пришлось перестраиваться и искать новые методы и формы работы, средства их реализации.
На первых порах трудность в работе заключалась в синхронизации программы традиционного обучения в школе с новыми методическими рекомендациями, с организацией процесса обратной связи с учащимися.
На помощь в реализации учебной программы пришел проектный метод обучения. Именно он дает возможность учащимся самостоятельно освоить в рамках, обозначенных календарно- тематическими планами, содержание программного материала, выбрать объект труда по своему интересу, способностям, материальным и техническим возможностям.
В основе проектной работы лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, их умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. В такой учебной деятельности происходит развитие мышления обучающихся, логических операций и собственных способов деятельности.
Для учащихся 6-8 классов работа по проекту не составила трудностей. Тяжелее было пятиклассникам и их родителям, так как у них еще не было опыта такой работы. Первый их проект «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи» вызвал огромный интерес учащихся. Особенно рады были мамы.
Информационный материал по выполнению проектов размещался на сайте школы в разделе дистанционного обучение, в группах каждого класса в социальной сети «В Контакте», но все это вызывало определенные трудности. Случалось так, что учащиеся, вовремя не посетившие сайт, через несколько дней уже не могли увидеть задание.
Все эти трудности подтолкнули меня к созданию своего телеграмм канала «Уроки технологии. Дистанционное обучение», который предоставляет пользователям услуги хранения, доставки и показа видео. Кстати, идею создания канала подсказали мне сами учащиеся. Как известно, 80% информации человек воспринимает при помощи зрения и 16% при помощи слуха, а значит, учащийся, зашедший на мой канал, сможет и увидеть новые приемы работы, и услышать знакомый голос учителя, лучше понять учебный материал, при необходимости просмотреть его повторно.
На сайте школы, в разделе «Теоретический материал», я кратко излагал теоретическую часть, а для освоения практических навыков учащимся нужно было всего лишь перейти по ссылке: https://t.me/stch57.
С целью обобщения работы над проектом во время дистанционного обучения среди учащихся 5-х, 6-х, 8-х классов мною созданы видеоролики — фотоотчеты творческих проектов: «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи»», «Приготовление воскресного семейного обеда», «Новогодние открытки своими руками». Задача видеороликов – это не только отчет, но и поощрение лучших работ учащихся. И надо отметить интерес как самих учащихся, так и их родителей к этим отчетам.
Чтобы помочь учащимся 6-х классов освоить самые трудные темы раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», я записал видеоуроки, которые помогали учащимся пошагово выполнить технологические операции по следующим темам: «Подготовка выкройки и ткани к раскрою», «Подготовка деталей кроя», «Обработка плечевых швов», «Обработка обтачкой среза горловины».
Перейдя к темам «Вязание крючком», «Вязание спицами», я столкнулся с тем, что уже имеющиеся в сети Интернет видеоролики очень разнообразны. Чтобы изложенный теоретический материал совпадал с предусмотренными программой практическими работами, мы с коллегой записали видеоролики, которые помогли учащимся выполнить проектную работу по вязанию изделий крючком или спицами.
Такие формы обучения, конечно же, не могут и не должны заменять живого общения с учащимися, но в виртуальном режиме могут быть полезны, они современны, интересны для школьников. Они отвечают потребностям времени и запросам обучающихся.
Обратная связь с учащимися осуществлялась через электронную почту и электронный журнал, который стал новым бесплатным инструментом учителя и администрации. А через электронный дневник родители могли контролировать успехи своего ребенка в учебе и быть на связи со школой. С его помощью при дистанционной форме обучения можно не только выставлять оценки, но и комментировать их, записывать темы и домашние задания, отправлять сообщения родителям, классным руководителям и администрации образовательного учреждения.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что дистанционное обучение – это такой же учебный процесс со всеми его трудностями и проблемами, но только на расстоянии. Здесь важно организовать совместную работу в содружестве: учитель – ученик – родитель. В целом, можно смело сказать, что это у нас получилось. Многие обучающиеся повысили свой результат успеваемости.
С точки зрения самообразования, дистанционное обучение подтолкнуло меня к освоению новых знаний в области ИКТ, применению их при создании видеоуроков, своего телеграмм канала «Уроки технологии. Дистанционное обучение.» Конечно, этот процесс занимал гораздо больше времени, чем при очной форме обучения, но учиться новому всегда интересно, и здесь нужно быть примером для своих учеников. Во время очно-заочной формы обучения для учащихся было предусмотрено время для консультаций.
Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционная форма обучения в школе даёт обучающимся и педагогам дополнительный стимул для расширения и углубления их знаний, а также мотивирует к обучению с помощью сетевых технологий и становится популярным способом приобретения новых умений и навыков, так необходимых в современном образовательном процессе.