Стекло. Синий_

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Страх — движущая эмоция эволюции

Педагогическое эссе  в номинации «Моё слово в педагогике» Логуновой Любови Михайловны, учителя биологии Сочинского филиала (РПА Минюста России) Русской классической гимназии, г. Сочи.


 

Россия славна колыбелью многих наук. Основоположник одной из них — Константин Иванович Скрябин — основатель научной школы и первый академик в области гельминтологии высших научных заведений СССР – АН СССР и АМН СССР в своей книге «Моя жизнь в науке» пишет: «…Поскольку многие человеческие гельминты имеют сложный цикл развития, на занятиях необходимо привить осознание, что способы профилактики гельминтозов могут быть основаны не только на применении базовых правил личной гигиены, но и в прерывании сложной цепи событий и превращений паразита, которые … приводят к развитию заболевания» [2].

Из доклада Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического состояния населения РФ в 2020 году» следует, что в России случаев заражения инфекционными и паразитарными заболеваниями стало на 13% больше [4]. Несмотря на повышающуюся с каждым годом доступность медицинской диагностики, уровень заболеваемости остается стабильно высоким – более 118,2 случаев на 100 тыс. населения. Достаточно широко и разнообразие возбудителей. Так, в Российской Федерации обнаружено около 70 видов гельминтов, паразитирующих у человека, из них более 30 имеют массовое распространение, причем наиболее распространены энтеробиоз, аскаридоз и трематодоз [3].

Медико-гигиенические здоровьесберегающие технологии [1] давно являются обязательной базой профилактических программ образовательных учреждений. Результатом их реализации «должна быть такая паразитобоязнь, которая могла бы мобилизовать волю человека на неукоснительное соблюдение правил личной гигиены и проведение активных мер профилактики заболеваний» [2]. Не культивировать страх в сознании ребенка, а дать возможность стать привычной, неотъемлемой частью формирования экологического мировоззрения. Скрывать информацию бессмысленно при наличии неограниченного доступа к ней через сеть Интернет. Защитно-профилактические методы здоровьесберегающих технологий направлены на использование этой информации для ежедневного поддержания и защиты здоровья.

Жизненные циклы паразитов, приводящих к заболеванию энтеробиозом, аскаридозом и трематодозом входят в обязательное содержание уроков «Тип Плоские черви» и «Тип Круглые черви». При изучении этих тем, на каждую из которых в учебном плане предусмотрены по одному практическому уроку, целесообразно, на мой взгляд, проведение на втором уроке ролевых викторин по анатомии и физиологии червей.  Роли распределяются по количеству этапов жизненного цикла паразита. Окончательный хозяин — человек или корова — в игре всегда один. Его достижение – цель каждого участника игры. Все ученики начинают игру со стадии яйца или первой личинки. На следующий этап переходят игроки, набравшие наибольшее количество баллов в предыдущем. В зависимости от наполняемости класса количество учеников на каждом этапе может изменяться (Таблица 1). На каждом этапе рассматриваются меры косвенной борьбы: обработка водоемов – мест обитаний промежуточного хозяина, ветеринарный контроль, гигиенический контроль населения.

Этап жизненного цикла (на примере печеночного сосальщика) Количество

учеников

Фактор борьбы за существование
1. Яйцо 20 Наличие пресного водоема
2. Мирацидий 10 Ограниченное количество моллюсков в водоеме
3. Спороциста 7 Развитие происходит в теле моллюска
4. Редия 7
5. Церкария 3 Образование цисты, низкая вероятность заглатывания окончательным хозяином

Таблица 1. Этапы ролевой игры к уроку «Жизненный цикл плоских червей».

Такие формы уроков с закреплением и обоснованием цепи передачи заражения дают обучающимся  уровень знаний, который необходим для  воспитания культуры здоровья в области паразитологии. Когда «жизнь человека ограничена микрокосмосом, который не позволяет ему замечать и воспринимать все то, что творится вне сферы его личного бытия» [2], комплексного результата профилактики ожидать не приходится. Формирование у обучающихся убежденности в необходимости сохранения здоровья с позиции личностно-ориентированного подхода должно быть приоритетным в работе педагогов на всех ступенях обучения.

Интеграция биологических и гигиенических знаний возможна и в других направлениях. Например, во внеклассном мероприятии по гражданско-правовому воспитанию для обучающихся 5-6 классов на тему: «Отдавая государству, платишь самому себе». На этапах целеполагания и овладения новыми знаниями обучающиеся знакомятся с понятием и видами налогов, целями их уплаты, узнают о необычных налогах других стран и эпох («гипсовый налог» Австрии, налог на бороду времен Петра I). На этапе применения новых знаний организуется групповая работа. Кейсы групп предлагают решить описанную проблему в контексте тематики классного часа. Проблемные ситуации разработаны таким образом, чтобы решение было одно. Две из трех предложенных задач повышают уровень грамотности обучающихся в области медицинской паразитологии в рамках профилактических программ.

Этап применения новых знаний.

Вам представлено описание проблемы, возникшей в некотором городе N. Ваша цель – ввести налог, средства с которого помогут справиться с этой проблемой. Для этого вам необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Какой проект поможет решить возникшую проблему? (Варианты проектов: постройка, проведение акции, благотворительные мероприятия по сбору средств или свой вариант).
  2. Как будет называться новый налог?
  3. Какая категория граждан будет обязана производить эти выплаты?
  4. Используя ватман, маркеры и имеющиеся заготовки, создайте макет социальной рекламы, которая сможет убедить граждан в необходимости уплаты налогов. В содержании рекламы используйте ответы на предыдущие вопросы.

Перечень проблемных ситуаций:

Группа 1.

В нашем городе участились случаи лептоспироза у детей до семи лет, сообщает местная газета. Лептоспироз – это инфекционное заболевание, передающееся от собак человеку. Возбудитель выделяется с мочой собаки и проникает в организм человека через кожные покровы (чаще поврежденные). По количеству смертельных исходов лептоспироз является одним из лидеров среди инфекций, передающихся от животных человеку.

Группа 2.

В нашем городе увеличилось количество бродячих животных. Существование бродячих собак представляет риск причинения вреда жизни и здоровью человека путем физического (нападения, укусы) и психологического воздействия. По словам врачей, особенно тяжелые травмы получают дети, на долю которых приходится около 60% обращений. Только в Москве в травмпункты ежегодно обращаются около 30 тысяч жертв нападения собак.  70% случаев – это укусы в лицо.

Группа 3.

В нашем городе увеличился риск распространения некоторых видов заболеваний. Это связано с возросшим количеством фекальных загрязнений после выгула собак, во множестве появившихся на улицах города. Напомним, что экскременты собак могут стать источниками заражения человека такими опасными заболеваниями, как токсокароз и листериоз.  Заражение этими паразитами  беременных женщин и новорожденных может привести к смертельному исходу.

Здоровьесберегающие технологии и их применение в образовании сложно переоценить и, наверное, трудно довести до совершенства. Однако, на мой взгляд, совокупность методов, приемов и мероприятий по сохранению здоровья не только учеников, но и учителей как обязательных участников образовательного процесса, позволит в полной мере защитить главный национальный приоритет – здоровье человека.

Список литературы.

  1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.
  2. К. И. Скрябин. Моя жизнь в науке. — Алма-Ата: Кайнар, 1983.
  3. https://lib.medvestnik.ru
  4. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2020 году: Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2021. 256 с
0

Автор публикации

не в сети 7 месяцев

present2710@mail.ru

0
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 01-02-2024

Вы можете поделиться этой публикацией:

VK
Telegram
OK
WhatsApp
Email
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Если отчества нет, оставьте это поле пустым
Генерация пароля