Педагогическое эссе в номинации «Моё слово в педагогике» Логуновой Любови Михайловны, учителя биологии Сочинского филиала (РПА Минюста России) Русской классической гимназии, г. Сочи.
Россия славна колыбелью многих наук. Основоположник одной из них — Константин Иванович Скрябин — основатель научной школы и первый академик в области гельминтологии высших научных заведений СССР – АН СССР и АМН СССР в своей книге «Моя жизнь в науке» пишет: «…Поскольку многие человеческие гельминты имеют сложный цикл развития, на занятиях необходимо привить осознание, что способы профилактики гельминтозов могут быть основаны не только на применении базовых правил личной гигиены, но и в прерывании сложной цепи событий и превращений паразита, которые … приводят к развитию заболевания» [2].
Из доклада Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического состояния населения РФ в 2020 году» следует, что в России случаев заражения инфекционными и паразитарными заболеваниями стало на 13% больше [4]. Несмотря на повышающуюся с каждым годом доступность медицинской диагностики, уровень заболеваемости остается стабильно высоким – более 118,2 случаев на 100 тыс. населения. Достаточно широко и разнообразие возбудителей. Так, в Российской Федерации обнаружено около 70 видов гельминтов, паразитирующих у человека, из них более 30 имеют массовое распространение, причем наиболее распространены энтеробиоз, аскаридоз и трематодоз [3].
Медико-гигиенические здоровьесберегающие технологии [1] давно являются обязательной базой профилактических программ образовательных учреждений. Результатом их реализации «должна быть такая паразитобоязнь, которая могла бы мобилизовать волю человека на неукоснительное соблюдение правил личной гигиены и проведение активных мер профилактики заболеваний» [2]. Не культивировать страх в сознании ребенка, а дать возможность стать привычной, неотъемлемой частью формирования экологического мировоззрения. Скрывать информацию бессмысленно при наличии неограниченного доступа к ней через сеть Интернет. Защитно-профилактические методы здоровьесберегающих технологий направлены на использование этой информации для ежедневного поддержания и защиты здоровья.
Жизненные циклы паразитов, приводящих к заболеванию энтеробиозом, аскаридозом и трематодозом входят в обязательное содержание уроков «Тип Плоские черви» и «Тип Круглые черви». При изучении этих тем, на каждую из которых в учебном плане предусмотрены по одному практическому уроку, целесообразно, на мой взгляд, проведение на втором уроке ролевых викторин по анатомии и физиологии червей. Роли распределяются по количеству этапов жизненного цикла паразита. Окончательный хозяин — человек или корова — в игре всегда один. Его достижение – цель каждого участника игры. Все ученики начинают игру со стадии яйца или первой личинки. На следующий этап переходят игроки, набравшие наибольшее количество баллов в предыдущем. В зависимости от наполняемости класса количество учеников на каждом этапе может изменяться (Таблица 1). На каждом этапе рассматриваются меры косвенной борьбы: обработка водоемов – мест обитаний промежуточного хозяина, ветеринарный контроль, гигиенический контроль населения.
Этап жизненного цикла (на примере печеночного сосальщика) | Количество
учеников |
Фактор борьбы за существование | |
1. | Яйцо | 20 | Наличие пресного водоема |
2. | Мирацидий | 10 | Ограниченное количество моллюсков в водоеме |
3. | Спороциста | 7 | Развитие происходит в теле моллюска |
4. | Редия | 7 | |
5. | Церкария | 3 | Образование цисты, низкая вероятность заглатывания окончательным хозяином |
Таблица 1. Этапы ролевой игры к уроку «Жизненный цикл плоских червей».
Такие формы уроков с закреплением и обоснованием цепи передачи заражения дают обучающимся уровень знаний, который необходим для воспитания культуры здоровья в области паразитологии. Когда «жизнь человека ограничена микрокосмосом, который не позволяет ему замечать и воспринимать все то, что творится вне сферы его личного бытия» [2], комплексного результата профилактики ожидать не приходится. Формирование у обучающихся убежденности в необходимости сохранения здоровья с позиции личностно-ориентированного подхода должно быть приоритетным в работе педагогов на всех ступенях обучения.
Интеграция биологических и гигиенических знаний возможна и в других направлениях. Например, во внеклассном мероприятии по гражданско-правовому воспитанию для обучающихся 5-6 классов на тему: «Отдавая государству, платишь самому себе». На этапах целеполагания и овладения новыми знаниями обучающиеся знакомятся с понятием и видами налогов, целями их уплаты, узнают о необычных налогах других стран и эпох («гипсовый налог» Австрии, налог на бороду времен Петра I). На этапе применения новых знаний организуется групповая работа. Кейсы групп предлагают решить описанную проблему в контексте тематики классного часа. Проблемные ситуации разработаны таким образом, чтобы решение было одно. Две из трех предложенных задач повышают уровень грамотности обучающихся в области медицинской паразитологии в рамках профилактических программ.
Этап применения новых знаний.
Вам представлено описание проблемы, возникшей в некотором городе N. Ваша цель – ввести налог, средства с которого помогут справиться с этой проблемой. Для этого вам необходимо выполнить следующие задачи:
- Какой проект поможет решить возникшую проблему? (Варианты проектов: постройка, проведение акции, благотворительные мероприятия по сбору средств или свой вариант).
- Как будет называться новый налог?
- Какая категория граждан будет обязана производить эти выплаты?
- Используя ватман, маркеры и имеющиеся заготовки, создайте макет социальной рекламы, которая сможет убедить граждан в необходимости уплаты налогов. В содержании рекламы используйте ответы на предыдущие вопросы.
Перечень проблемных ситуаций:
Группа 1.
В нашем городе участились случаи лептоспироза у детей до семи лет, сообщает местная газета. Лептоспироз – это инфекционное заболевание, передающееся от собак человеку. Возбудитель выделяется с мочой собаки и проникает в организм человека через кожные покровы (чаще поврежденные). По количеству смертельных исходов лептоспироз является одним из лидеров среди инфекций, передающихся от животных человеку.
Группа 2.
В нашем городе увеличилось количество бродячих животных. Существование бродячих собак представляет риск причинения вреда жизни и здоровью человека путем физического (нападения, укусы) и психологического воздействия. По словам врачей, особенно тяжелые травмы получают дети, на долю которых приходится около 60% обращений. Только в Москве в травмпункты ежегодно обращаются около 30 тысяч жертв нападения собак. 70% случаев – это укусы в лицо.
Группа 3.
В нашем городе увеличился риск распространения некоторых видов заболеваний. Это связано с возросшим количеством фекальных загрязнений после выгула собак, во множестве появившихся на улицах города. Напомним, что экскременты собак могут стать источниками заражения человека такими опасными заболеваниями, как токсокароз и листериоз. Заражение этими паразитами беременных женщин и новорожденных может привести к смертельному исходу.
Здоровьесберегающие технологии и их применение в образовании сложно переоценить и, наверное, трудно довести до совершенства. Однако, на мой взгляд, совокупность методов, приемов и мероприятий по сохранению здоровья не только учеников, но и учителей как обязательных участников образовательного процесса, позволит в полной мере защитить главный национальный приоритет – здоровье человека.
Список литературы.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.
- К. И. Скрябин. Моя жизнь в науке. — Алма-Ата: Кайнар, 1983.
- https://lib.medvestnik.ru
- О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2020 году: Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2021. 256 с