Педагогическое эссе в номинации «Цитаты» учителя-логопеда Булановой Екатерины Николаевны, МБДОУ детский сад №23 «Колокольчик» Моршанского округа, Тамбовской области.
Мы часто используем знаменитые высказывания мудрейших и умнейших людей нашей планеты и даже не задумываемся о глубоком их смысле, но, если поразмышлять немного, можно раскопать глубокий смысл и найти ответы на определенные и интересующие, нас вопросы.
Тема здоровьесбережения мне очень близка. Это сейчас глобальная проблема всего человечества, и я как педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья очень глубоко погружена в нее. И ни для кого не секрет, что сейчас практически нет или даже нет совсем, здоровых детей, это большая боль и проблема. Но спорт и движение для меня играют огромную роль и даже являются смыслом жизни, активно занимаясь физкультурой сама, придерживаюсь девиза: «Движение – это жизнь». Смысл этого высказывания для меня в том, что для полного ощущения себя здоровым человеком, необходимо много двигаться, заниматься, иметь цель и пусть маленькими, но уверенными шагами идти к ней.
Если поразмышлять о цитате Жан Жака Руссо «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым», можно сказать, о том, что сначала нужно заботиться о здоровье ребенка, и если он будет крепким и сильным, то ум и рассудительность непременно станут его спутниками.
«Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек, не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни», так говорил Авиценна. Это на самом деле так и есть: люди, занимающиеся физкультурой, намного крепче и здоровье у них лучше.
Слова Генриха Гейне: «Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье» и Лоренцо Валла: «Многие здоровы без красоты, но никто не красив без здоровья». С ними нельзя не согласиться, они говорят о том, что только здоровый человек, может быть красивым.
Мысли Сократа «Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так нельзя лечить тело, не леча душу» можно трактовать так: в нашем организме все едино и взаимосвязано, что доказали кинезиология и миофасциальные цепи или «анатомические поезда» Томаса Майерса, говорящие о том, что наша костно-мышечная система – это совокупность мышечных цепей, которые идут «от пяток до макушки», то есть от стоп до головы. А вот Томас Мор, считал, что чем лечиться, проще не болеть: «Мудрец будет скорее избегать болезней, чем выбирать средства против них».
Важную роль значения отдыха для здоровья организма подметил американский бизнесмен и политик Джон Ванамейкер: «Люди, которые не могут найти время для отдыха, рано или поздно будут обязаны найти время для болезни». Действительно, если не отдыхать, то болезни обязательно найдут человека, и будет отдых, но уже менее приятный.
«Если хочешь удлинить свою жизнь, укороти свои трапезы,» — говорил Бенджамин Франклин. В самом деле, не стоит переедать и делать прием пищи смыслом жизни. А Лев Толстой считал: «Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой, чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней и им легче было бы управлять своею душою и телом». Ведь нет смысла во вкусной и жирной пище, а смысл в том, что нужно заниматься развитием души и тела. Известный писатель Марк Твен советовал: «Единственный способ сохранить здоровье — это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится». Полностью поддерживаю: для того, чтобы стать по-настоящему здоровым, не нужно стремиться к приятной жизни и наполнять ее только удовольствиями.
Фраза великого полководца Александра Суворова «Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле» уже давно стала пословицей. Она означает не только то, что нужно стремиться к соответствующей температуре окружающей среды, но и то, что нужно иметь холодный рассудок, для принятия верных решений. Снова возникает мысль о том, что не стоит злоупотреблять пищей, плюс не стоит переохлаждать ноги.
Корней Иванович Чуковский считал: «Чистота –залог здоровья». Данный афоризм учит, что в чистоте не так быстро происходит размножение бактерий или микробов, а значит, вероятность заболевания резко снижается.
А вот давным-давно Плутарх из Херонеи пришёл к выводу: «Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос». Его я понимаю так: ничего не делая, ничего не произойдет и не случится, с ленью нужно бороться и гнать ее от себя. Этому же мы должны учить наших детей.
Американская писательница Луизы Хей поделилась с нами своей идеей: «Как только человек заболевает, ему в первую очередь необходимо подумать, кого ему нужно простить». Ведь болезнь приходит потому, что в глубине души сидят обида и злость, их нужно проработать и простить человека, не держать зла. Быть проще и позитивнее смотреть на жизнь — этому учит французский хирург-цирюльник Амбруаз Паре: «Веселые люди быстрее выздоравливают и дольше живут».
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». Эти слова древнегреческого философа Геродота Галикарнасского до сих пор актуальны: здоровье – главная ценность жизни, и каждый человек ответственен как перед собой, так и перед обществом за сохранение здоровья.
Завершить эссе хочется словами: «Чтобы хорошо лечить, надо людей любить». Они говорят о том, что настоящим врачом может быть только человек небезразличный, не холодный, по-настоящему любящий своих пациентов, людей — всех тех, кому он помогает. Мы, люди, которые приближены к этой сфере, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, тоже должны быть любящими и знающими. А с другой стороны, есть выражение: «Врачу не веришь – болезнь не одолеешь». Эти слова говорят нам: чтобы побороть болезнь или какой-то недуг, нужно доверять врачу или специалисту, верить в то, что он понимающий специалист, правильно назначающий лечение или подобравший маршрут коррекции.
Задача педагогов научить детей еще с дошкольного возраста тому, чтобы они понимали ценность здоровья, любили физическую культуру. Важность формирования ЗОЖ именно в раннем возрасте подчёркивал ещё Н.М. Амосов: «Принцип здорового образа жизни, принцип оптимальных физических нагрузок, человек должен усваивать как элементы культуры в худшем случае со школьной скамьи, в лучшем – еще раньше, в семье, в детском саду…»